14.04.2004 17:07
    Поделиться

    Воронеж. Лучше холод, чем голод

    Воронежская пенсионерка отключила отопление в своей квартире

    Пенсионерка сама перекрыла доступ тепла в квартиру, потому что оказалась не в состоянии за него платить. Все это время она добивается, чтобы ей перестали начислять платежи за отопление жилья.

    Реформа ЖКХ на дому

    36-квартирный дом по улице Конституции в пригородном поселке Сомово местные жители занесли в разряд элитных – наверное, потому что он – сравнительно новый (построен пять лет назад) и потому что – пятиэтажный (в поселке пятиэтажек – раз-два и обчелся). Впрочем, дом действительно примечательный – даже по городским меркам. Во-первых, в подъездах - непривычная чистота, почти на каждом этаже – ухоженные цветы и даже деревья в кадках, к тому же на стенах – не матерное «граффити», а белочки с орешками и мишки с шишками нарисованы. Еще одна особенность пятиэтажки: больше половины ее обитателей «бойкотируют» строку «текущий ремонт и содержание жилищного фонда» в квитанции об оплате. «Цена» строки – чуть более трехсот рублей (в городе стоимость этой услуги примерно в два раза меньше). Жильцы уверены, что они сами в состоянии содержать и ремонтировать свой дом: крыша прохудилась или еще что стряслось – они на общедомовом собрании решают, поскольку необходимо сброситься, чтобы устранить аварию. Считают, что такая коллективная ответственность за собственное жилье будет обходиться им гораздо дешевле, нежели ежемесячные отчисления денег, которые в конечном итоге неизвестно как и кем расходуются.

    В отключке

    Но главная «достопримечательность» дома – Галина Александрова, которая на протяжении двух лет ведет неравный бой с коммунальными службами.

    История эта началась два года назад, когда автономную котельную, отапливающую дом (то и другое возводила на свои деньги и для своих работников крупная организация, занимающаяся строительством ГЭС на Северном Кавказе), «вдруг» разобрали, а импортные котлы увезли в неизвестном направлении, дом же подключили к местным теплосетям. Сразу после этого плата за отопление увеличилась раза в три. Галина Александрова (кстати сказать, инвалид 2-й группы), которая всегда дисциплинированно платила за все коммунальные услуги, произвела простейшие вычисления. Оказалось, что при пенсии в 1604 рубля 54 копейки она вынуждена отдавать большую часть этой суммы – 960 рублей – в виде платы за свою трехкомнатную квартиру, из них 536 рублей – за отопление. Пенсионерка обратилась в центр начисления субсидий и выяснила, что ей полагается помощь в 200 с небольшим рублей. И тогда она решила, что ей выгоднее вовсе отказаться от отопления, чем платить за него и получать субсидию. Заставить коммунальщиков лишить ее квартиру от теплоснабжения в разгар отопительного сезона-2002 Александровой не удалось. Тогда она сама перекрыла вентиль, а чтобы ее, не дай Бог, не заподозрили в «подворовывании» тепла, соорудила на трубе настоящий «гордиев узел» из проволоки и изоленты. С тех пор – вот уже второй отопительный сезон как – пенсионерка пишет заявления в разные инстанции. Поначалу ее письма вообще игнорировали,  потом стали отвечать, что «изолировать» ее квартиру от общедомового отопления не представляется возможным. И все это время продолжали исправно начислять платежи – на сегодняшний день долг по квартплате составляет больше 10 тысяч рублей.

    Зиму Александрова переживает стоически: наглухо закрывает все комнаты кроме одной, так и проводит дни и ночи, в тулупчике и валенках: «У меня, наверное, наследственная  привычка к холоду. Моя мама и тетки пережили блокаду Ленинграда. А я чем хуже? Поставлю себе «буржуйку», и переживу все холода». Прошедшей зимой Галина Валентиновна довольна: погода на улице стояла теплая, и температура в обитаемой комнате редко опускалась ниже 13 градусов.

    Недавно, так и не дождавшись каких-либо действий со стороны коммунальщиков, Александрова сама решила составить акт, где констатировала собственно отключение, а также тот факт, что теплоснабжение смежных квартир нарушено не было. Под этим документом подписались соседи, которые, кстати сказать, сочувствуют пенсионерке и морально ее поддерживают. Дело в том, что квартира Александровой находится на последнем этаже и потому «отключка» действительно не сказалась на соседских квартирах.

    «Морозоустойчивая» пенсионерка намерена идти до конца: «Это мое конституционное право: я отказываюсь от тех услуг, которые не могу оплатить. Когда человек не платит за электроэнергию, то к нему приезжают и отключают энергоснабжение. Вот и я хочу, чтобы мою квартиру отключили от отопления, или чтобы подали на меня в суд за долги. Но коммунальные службы боятся пойти на такие действия, потому что моя победа может стать прецедентом и, возможно, кто-то захочет последовать моему примеру».

    По правилам общежития

    За комментарием по поводу отключения отопления в отдельно взятой квартире корреспондент «РГ-Черноземье» обратился к председателю комитета ЖКХ городской администрации Михаилу Неврюеву. Оказалось, что отключить должников за тепло, и тем более тех, кто по тем или иным причинам желает пожить в холоде, не так-то просто: «Вообще-то это уникальный случай, когда человек просит о подобном. Обычно бывает наоборот: даже по окончании отопительного сезона люди звонят и сетуют, что рано прекратили топить. Что же касается этого случая, то, согласно правилам и нормам технической эксплуатации жилого фонда, самостоятельное переоборудование элементов системы отопления не допускается. Лишив квартиру отопления, тем самым можно нарушить температурно-влажностный режим в помещении, т.е., попросту говоря, квартира начинает сыреть, и это скажется на санитарно-техническом содержании всего дома. Температура воздуха в квартире, согласно СНиПам, должна быть 18 градусов. Одним словом, снять радиаторы в отдельно взятой квартире, если она к тому же находится на последнем этаже, технически несложно, но надо подумать о последствиях. Хотя в отдельных случаях…»

    Кстати, с 1 апреля в Воронеже на 18 процентов выросла плата за коммунальные услуги, в которых, как известно, львиную долю составляет именно отопление. Сейчас, в связи с окончанием отопительного сезона, для горожан это подорожание будет не особо чувствительным. А вот в середине осени, вполне возможно, у Галины Александровой могут появиться единомышленники – такие же «отказники», которые решат, что лучше жить в холоде, чем в голоде.

    Поделиться