Новости

14.04.2004 02:30
Рубрика: Происшествия

Убийственная реклама

Известного предпринимателя взорвали со второй попытки

Напомним, что взрыв произошел около восьми вечера на пересечении улиц Вавилова и Дмитрия Ульянова. Автомобиль "Вольво-S80", в котором находился Гольдман, остановился на перекрестке на красный сигнал светофора. В этот момент к нему подъехал человек на спортивном мотоцикле Suzuki и положил на крышу машины рюкзак. Когда мотоциклист стал отъезжать, произошел взрыв. По данным правоохранительных органов, сработало безоболочное взрывное устройство, эквивалентное 600 граммам тротила. Бомба оставила в бронированной крыше авто воронку диаметром 30 сантиметров. Взрывом уничтожило весь автомобиль и сидевших в нем людей.

Как сообщили "РГ" в пресс-службе УВД Юго-Западного округа столицы, кроме самого Бориса Гольдмана погибли его водитель, 33-летний Сергей Шкадин, и охранник, 35-летний Михаил Тарасов. Та же участь постигла и непосредственного исполнителя преступления. Его тоже опознали вчера. 23-летний Максим Коньков успел отдалиться от заложенной им бомбы лишь на пару метров, когда раздался взрыв, поэтому спастись мотоциклисту не удалось. Имеются пострадавшие и среди случайных свидетелей - двое водителей соседних автомобилей с телесными повреждениями госпитализированы. Всего же взрывная волна повредила пять машин, находившихся поблизости, а в доме номер 7 по улице Дмитрия Ульянова выбиты стекла с первого по четвертый этажи.

Практически сразу после взрыва появились сообщения о том, что по горячим следам задержаны четверо подозреваемых в причастности к преступлению. Дескать, у них в машине была найдена рация, настроенная на ту же частоту, что и рация погибшего мотоциклиста. Была выдвинута версия о том, что именно с помощью рации организаторы убийства руководили действиями исполнителя. Однако вскоре столичное ГУВД эту информацию категорически опровергло.

- У меня данных о задержанных подозреваемых нет, - заявил "РГ" начальник управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Кирилл Мазурин. - Что касается сообщений некоторых СМИ, то слухами, как известно, земля полнится. Не исключено, что информацию закрыли в интересах следствия. Сейчас этим делом занимается прокуратура, мы же от комментариев воздержимся.

Учитывая характер взрыва, не исключено, что исполнителя просто подставили. Как рассказали нам следователи, заказчики вполне могли пообещать Максиму Конькову, что тот просто установит бомбу на крыше, а сработает она чуть позже. Однако сами решили перестраховаться и не оставлять свидетелей. Пять лет назад при схожих обстоятельствах в Петербурге убили депутата законодательного собрания Виктора Новоселова. Тогда киллера задержали, и он "сдал" заказчиков.

Нужно отметить смекалку заказчиков убийства. Они использовали практически единственное слабое место в машине Гольдмана - не слишком толстую броню на крыше. На полностью бронированный "Вольво" Борис Гольдман пересел сравнительно недавно - после покушения на него в октябре прошлого года. По некоторым данным, автомобиль глава NFQ арендовал у одной из коммерческих фирм за 800 долларов в сутки. Впрочем, в пресс-службе УВД Юго-Западного округа эту информацию не подтвердили. По данным правоохранительных органов, машина была собственностью рекламной группы, принадлежавшей Гольдману.

Первое предупреждение?

20 октября 2003 года неизвестные уже пытались убить Бориса Гольдмана. Все произошло примерно в 21.00, когда бизнесмен с охраной садился в свой джип Toyota Land Cruiser напротив дома N 12, стр. 2 по улице Дмитрия Ульянова. Там был салон красоты "Велла", куда часто ходил стричься предприниматель. Бизнесмен и его охрана, сотрудники ЧОПа "Джибиэм" Александр Волков и Сергей Шкадин провели в салоне минут 40. Как предположило следствие, за это время под днище его джипа была установлена самодельная магнитная мина с дистанционным радиовзрывателем. Общая мощность взрывчатки была эквивалентна 300-400 граммам тротила. Когда автомобиль тронулся, взрывное устройство сработало. Находившийся за рулем Александр Волков получил множественные осколочные ранения ног и в состоянии шока с большой кровопотерей был доставлен в реанимацию 1-й горбольницы. Сам Гольдман и Сергей Шкадин в тот раз не пострадали - обоих взрывная волна "достала" в минувший понедельник.

Тогда уголовное дело по факту покушения на убийство возбудила Зюзинская межрайонная прокуратура Москвы, основная версия была связана с профессиональной деятельностью.

Версии

Борис Гольдман, окончив МГЗПИ, работал преподавателем русского языка и литературы. В начале перестройки ушел работать в компанию "Российская автомобильная биржа". После ее развала в 1992 году вместе с Максимом Блохом и Сергеем Фомкиным Гольдман учредил компанию NFQ.

У Гольдмана был и другой бизнес. Он владел несколькими объектами недвижимости в Москве.

Впервые агентство приобрело дурную славу, когда прокуратура начала расследовать так называемое "дело "Аэрофлота". В феврале 1999 года в NFQ было проведено несколько обысков, изъята финансовая документация по рекламной кампании "Аэрофлота". Более того, во время обыска в офисе одной из коммерческих структур, связанных с Борисом Березовским, следователи обнаружили лист ватмана со схемой: в центре был обозначен "Аэрофлот", а от него стрелки вели к десяткам квадратиков с названиями фирм "Андава", "Форюс", "Инжениринг", NFQ, "Фок", "Гренжлад" и другие. Внизу кто-то, возможно составлявший схему, написал: "Прибыль!!!" Все это не могло не остаться незамеченным, и началась тщательная проверка счетов агентства. Из компании ушли два соучредителя, Гольдман остался.

Весной 2001 года возник конфликт между Гольдманом и другим акционером компании Александром Спектором. Значительная часть сотрудников во главе со Спектором создали свое агентство Ad people.

Дружеских отношений бывшие коллеги не поддерживали - партнеры увели за собой ряд крупных фирм (были расторгнуты контракты NFQ с производителями пива "Красный Восток" и сетью магазинов "Рамстор"). В интервью, которое Гольдман дал после первого покушения одной из газет, он заявил:

- Единственное, что ясно: мы не на воздушный шарик наехали. Это могло быть все что угодно.

- Происшедшее никак не связано со скандальным уходом Александра Спектора из акционеров?

- Я и этот вариант не исключаю. Когда такие вещи происходят, исключать ничего нельзя.

Одна из основных версий следствия - кто-то из бывших совладельцев не поделил с Гольдманом, доход от созданных еще вместе рекламных проектов: ведь на данный момент NFQ имеет собственный полиграфический центр 2Print, а общий финансовый оборот компании в прошлом году составил около 20 миллионов долларов.

Впрочем, никто из окружения бизнесмена эту информацию подтвердить не может - конфликты и раздоры были давно, и у всех бывших коллег есть свой, не менее прибыльный бизнес.

Еще одна версия - и покушение, и убийство связаны с возможным переделом рынка наружной рекламы. Громкие убийства рекламщиков были в 2002 году - тогда неизвестные расстреляли директоров двух крупных московских агентств по продаже наружной рекламы. Однако приоритетами NFQ была не "наружка", а реклама в СМИ.

Еще одна версия также связана с давлением конкурентов. Дело в том, что за все время существования NFQ не вошла в состав сетевых агентств, а работала на рекламном рынке самостоятельно. Теперь, когда компания потеряла своего начальника, ее будет легче поглотить.

Покушения на рекламистов

3 июня 2002 года - покушение на владельца фирмы по изготовлению наружной рекламы News Outdoor Максима Ткачева. Его расстреляли из пистолета, когда он вошел в проходную КБ "Алмаз" на Ленинградском проспекте, где рекламное агентство арендовало офис. С тяжелым огнестрельным ранением в плечо бизнесмен был доставлен в реанимацию одной из городских больниц. Его жизнь удалось спасти. 5 августа 2003 года по подозрению в совершении покушения были задержаны пятеро военнослужащих внутренних войск. Заказчики не найдены.

4 февраля 2002 года - на Конюшковской улице убит директор рекламного агентства "Атор" Владимир Каневский. Когда его бронированный Mercedes остановился на светофоре, убийца распахнул дверь и шесть раз выстрелил в бизнесмена. Заказчики и исполнители убийства не найдены. Примечательно, что его агентство потом купил Максим Ткачев - незадолго до покушения на него самого.

6 октября 2002 года - в поселке Нагорный Мытищинского района трое преступников напали с ножом на гендиректора рекламного агентства "Премьер СВ" Сергея Бондарчука. Бизнесмен получил ранения в грудь и поясницу. Нападавшие не найдены.

мнение

Владимир Евстафьев, президент АКАР (Ассоциации коммуникационных агенств России):

- Мы очень скорбим. Он был толковым человеком и талантливым менеджером. Он организовал благополучное агентство, которое было на хорошем счету, и такой неожиданный уход для нас - шок. Он стоял у истоков российского рекламного бизнеса.

По мнению Владимира Евстафьева, убийство Бориса Гольдмана вряд ли напрямую связано с его рекламным бизнесом.

- Несмотря на конфликт со Спектором, их отношения оставались вполне цивилизованными. Имущественные споры оба решали в суде, и, похоже, обоих такой подход устраивал. Насколько я могу судить, у Гольдмана был и другой бизнес. Помимо типографии, которая была самостоятельным делом, он владел несколькими объектами недвижимости в Москве.

Эта история напомнила мне историю гибели Сергея Бондарчука, гендиректора РА "Премьер СВ". Тогда реальной причиной гибели видного рекламиста оказался другой вид его деятельности, связанный с производством водки.

Однако версию, связанную с профессиональной деятельностью Гольдмана нельзя снимать со счетов. В 90-е годы агентство вело рекламные кампании финансовых пирамид. В числе их клиентов был "Русский дом Селенга" и "Нефть Алмаз Инвест". В рекламной тусовке также говорят, что с тех пор и по нынешний день агентство выигрывает тендеры, выставляя клиентам цены на рекламу ниже минимума.

Досье "РГ"

Компании NFQ в этом году исполнилось 11 лет, и это одно из крупнейших рекламных агентств полного цикла в России (то есть оказывающее весь комплекс рекламных услуг: от планирования и размещения рекламы на телевидении, радио, в прессе, на транспорте и улицах до производства сувениров и полиграфической продукции). Название агентства расшифровывается как New Found Quality - Новый Взгляд на Качество (англ.).

В 1995-1996 годах NFQ совместно с Фондом эффективной политики участвовало в предвыборных кампаниях в Государственную Думу (КРО - Александр Лебедь) и Президента России (Борис Ельцин). Именно это агентство разработало и провело комплексную рекламную кампанию первого в России гипермаркета (торговая марка "Рамстор"). Есть и другие именитые клиенты - Jacobs, Oriflame, Londa, Phoenix, Nivea, "Аэрофлот Российские авиалинии", "Ренессанс Капитал", "Интеркосметика", R-Style, "ДаймлерКрайслер" (полное обслуживание марки Mercedes-Benz), Yardley of London, John Bull Pub, Baskin Robbins и Dunkin Donuts, радио "Максимум", пивоваренная компания "Красный Восток", новая марка фруктовых соков "Чемпион" с участием знаменитого спортсмена, одного из лидеров партии "Единство" Александра Карелина. Проводятся рекламные кампании чая Dilmah, чая "Аладдин", бытовой техники Brandt, косметической линии Professional Touch, Министерства туризма государства Израиль, марки сухих строительных смесей "Консолит", марки молочных продуктов Воронежского молочного комбината "Вкуснотеево", немецких пылесосов Thomas, сети салонов элитного женского белья "Эстель Адони", системы домашнего отбеливания зубов "Рембрандт", офтальмологической клиники "Эксимер". Агентство активно продвигает марки "Серебряная Роса" и "Серебряная Росинка".

Происшествия Преступления Криминал Происшествия Преступления Правительство МВД
Добавьте RG.RU 
в избранные источники