Учебники не поспевают за программой

Учебник - это уникальный продукт. Цикл его написания и апробации составляет как минимум пять лет. Если бы мы и хотели получить "новое поколение" учебников к 2006 году, когда будут вводиться образовательные стандарты, то мы уже опоздали. Реально учебник обновляется раз в 20 лет!

До сих пор наиболее массовыми являются те, что были написаны в советские времена. По нашим оценкам, только 15-20 процентов учебников в школах соответствуют требованиям сегодняшнего дня. В прошлом году в Екатеринбурге я видел в школе учебник математики 1974 года издания. Фонд учебной литературы во многих школах не обновляется вовсе или обновляется крайне редко. Семь лет назад финансирование закупок учебников было перенесено на региональный уровень. Губернаторы неохотно выделяют деньги на эти цели. Сейчас ситуация кое-где меняется к лучшему, но о кардинальных переменах говорить пока рано.

Лишь двадцать процентов учебников сегодня бесплатные, а восемьдесят процентов покупают родители. Так происходит практически по всей России. Однако это противоречит распоряжению Правительства России от 21 июля 1997 года, по которому обеспечение образовательных учреждений учебной литературой целиком возложено на региональные бюджеты.

Регионы у нас, конечно, разные: есть экономически успешные, а есть дотационные. Им бы концы с концами свести, зарплаты учителям и другим бюджетникам выплатить - до учебников ли тут? А страдают в результате дети. Около 30 процентов школ Воронежской области больше пяти лет не получали бесплатных учебников. А Саратовская и Астраханская области, Калмыкия и Республика Алтай в течение нескольких лет вообще не закупают учебную литературу. Катастрофическая ситуация и с наглядными пособиями. То же самое касается методических пособий для учителей и фондов школьных библиотек.

Цены на учебники растут не по дням, а по часам. После 2002 года они повысились на 20-30 процентов. Большая часть учебников, которые в издательстве "Просвещение" стоят до 40 рублей, в магазинах идут по 70-100 рублей и выше.

Ни один родитель не позволит, чтобы ребенок пошел в школу без учебников. И рынок этим пользуется. Комплект книг для начальной школы у нас в издательстве стоит 350 рублей, для старшей школы - 450 рублей. А в магазинах эти цены будут соответственно 600-700 и 800-900 рублей. Это серьезная, а подчас и непосильная нагрузка на семейный бюджет.

По нормативу на ученика в год нужно 8-9 учебников. А живет учебник четыре года, после чего, изношенный, он должен списываться. Однако чаще всего на деле это не происходит. Ведь для того, чтобы на четверть в течение года обновить учебники, нужно два с половиной миллиарда рублей. А чтобы заменить весь фонд, требуется порядка 12 миллиардов.

Минфин должен выделять деньги на учебники в первой половине года, чтобы школьники получили книги к 1 сентября. Мы, как большое издательство, можем себе позволить печатать учебники "в долг", а небольшие издательства этого себе позволить не могут. Выделение же средств регионами в январе-мае на сегодня абсолютно нереально. Семь из них вообще не планируют выделять средства на закупку учебников, рассчитывая только на родителей. Правда, некоторые все же пошли на сотрудничество с издательствами, выделили деньги. И то лишь потому, что мы загрузили местные полиграфические комбинаты. Так было, например, в Саратове и Новосибирске.

Считаю, что необходимо внести поправки в бюджет 2005 года, предусмотрев государственные гарантии по закупке учебников. Если у региона нет денег, то дети не должны страдать. Ответственность за обеспечение школ учебниками должен взять на себя федеральный бюджет.

Издатели против рейтингов

Руководители крупнейших издательств написали открытое письмо министру с просьбой изменить правила грифования учебников. В частности, в нем говорится, что изменение сейчас процедуры грифования полностью зачеркивает возможность получения школами к 1 сентября 2006 года качественной учебной литературы, реализующей новые стандарты.

Выделение "главных" учебников, да еще навязываемых министерством всем школам, как это происходит с учебником новейшей истории Никиты Загладина, лишит большинство учителей выбора, предусмотренного Законом "Об образовании". Идея рейтинга учебников - "содержательного" или "рыночного" - тоже по сути своей деструктивна.

Под письмом стоят подписи 11 крупнейших издателей учебной литературы, которые настаивают на том, чтобы были определены понятные и долгосрочные правила взаимоотношений министерства и издательств в области издания учебной литературы.