Елец. Елецкий бенефис

– Полумиллионный Липецк трудно назвать театральным городом, хотя в нем работают два театра, областной и муниципальный. А как, Владимир Яковлевич, выживает театр в таком небольшом городе, как Елец?

– Как профессионалу мне нравятся большие города. Театр предполагает шум, тусовки, споры об искусстве и перехлесты со смежными профессиями – цирком и эстрадой. Большой город диктует постоянный спрос на театральные услуги. В райцентре, естественно, такого спроса нет. Но у Ельца есть свои достоинства. Это город-музей, можно наслаждаться его живописными видами, местной природой и чистым воздухом.

– Ваш ответ можно расценить двояко. Вы ставите под сомнение возможность существования полноценного театра в Ельце?

– Нет, такая категоричность здесь ни к чему. Я лишь хочу сказать, что нельзя работать в театре, не ставя перед собой высокую цель. В нашей ситуации нереально говорить о том, что мы должны на следующий год завоевать, скажем, «Золотую маску» – хотя и о такой перспективе мечтать не грех. Но в наших возможностях – вывести «Бенефис» на уровень тех коллективов, которые варятся в театральном котле и работы которых обсуждают театральные критики. Тогда появятся и приглашения на фестивали, и признание придет. Известны случаи, когда небольшой город становится театрально привлекательным, и в него едет критика, а в театр валом валит зритель. Таков театр «Колесо» в Тольятти. Или приведу другой пример, ставший классическим, – театр в Паневежисе.

– Каким вы нашли театр, его здание и его труппу?

– Мне понравился наш зал на 200 мест. В нем можно делать вещи, которые никогда не сделаешь в большом зрительном зале, где 800 мест и зритель, сидящий в середине зала, не может рассмотреть того, что делается на сцене. Здесь можно работать такими выразительными средствами, будто тебя держат крупным планом в кадре. Актер может по-особому, тонко и эффективно воздействовать на зрителя. Что же до взаимоотношений внутри труппы… Со всеми актерами у меня нормальные отношения. На первое место я ставлю творчество, и это позволяет мне держать необходимую дистанцию.

– Какие спектакли сейчас идут на вашей сцене? И что ельчане увидят в ближайшее время?

– В нашем репертуаре «Хозяйка гостиницы» Гольдони, «Геда Габлер» Ибсена, идут поставленные мною «Свободная пара» и «Семейный портрет с посторонним». Сейчас готовлю постановку «Йоркские ведьмы» по пьесе американского драматурга Ван дер Друтена. Мы будем первыми в России, кто ее поставит. Режиссер Юрий Мельницкий выпустил очень интересный спектакль «Остров сокровищ» по роману Стивенсона. В планах театра – «Блажь» Островского. Не говорю о сказках, которые должны присутствовать в репертуаре каждого театра, что ориентируется на публику всех возрастов.

– Как складываются отношения со зрителем?

– Очень непросто. Елецкий зритель не привык к театру. Город не театральный, нет традиции ходить на спектакли, особенно у взрослого зрителя. И приходится работать как в рекламе стирального порошка: заглядывать в каждую квартиру и приглашать на представление. Другое дело, что сами спектакли должны привлекать зрителя, в какой-то мере соответствовать уровню его подготовки. Если человек никогда не был в театре, и вдруг пришел, то спектакль должен ему понравиться. Приходится откладывать «глобальные» замыслы и приучать зрителя к театру, стараясь все таки не скатываться до низкопробной «развлекухи». Это неимоверно сложно, честно говоря.

– Но легкие спектакли веселые комедии обязательно должны быть в репертуаре – это ведь неизбежно, даже если говорить о гораздо более «раскрученных» сценических коллективах.

– Безусловно. Репертуар театра – это как книжная полка – каждый выбирает что-то на свой вкус. Кроме того, в наших условиях необходимо постоянно обновлять его. За этот год придется поставить пять спектаклей. Это очень много, но так надо. Если Марк Захаров ставит по одному спектаклю в сезон, то режиссеру Елецкого театра – кто бы ни трудился в этой должности – приходится сдавать премьеру за премьерой. Деваться некуда.

– Как живется актерам в материальном отношении?

– Знаю, как платят в других театрах, и считаю, что в Ельце у актеров неплохая зарплата. Для молодежи снимаем приличные квартиры с газом и горячей водой – подчеркиваю это, поскольку такая «роскошь» есть в городе не у каждого. У нас, кстати, много молодых актеров, а будет еще больше. Мы контактируем с учебными заведениями Тамбова и Ростова. Собираюсь съездить в эти города на дипломные спектакли тамошних театральных вузов, и пригласить приглянувшихся выпускников к нам.

– А почему ваш театр не показывает свои спектакли в Липецке?

– Областной театр не пускает нас на свою сцену по неизвестным нам причинам. А с липецким муниципальным театром у нас хорошие отношения: вот закончится у них ремонт, мы обязательно там выступим. У нас существует постоянный контакт с Мичуринским театром. Налаживаем отношения с Борисоглебским театром и с некоторыми другими, расположенными поблизости. На гастролях мы почти ничего не зарабатываем, разве что окупаем свои расходы. Но это надо делать. Актеры всегда должны держать себя в тонусе, а для этого надо видеть, как работают другие, и стараться превзойти их. Нам хотелось бы, конечно, завоевать для начала и Липецк, и Воронеж, и Тамбов. Но для этого надо работать, чтобы у нашего театра был интересный репертуар, и чтобы у него появилось имя. И тогда уже можно будет говорить о престижных наградах и победах…