Последние десять лет один из крупнейших городов России жил и развивался без генплана. Действие старого, разработанного еще в 1969 году и рассчитанного на четверть века, закончилось десять лет назад. Однако в экономической неразберихе середины 90-х было как-то не до генерального плана.
Конкурс на его разработку городская администрация объявила два года назад. А победителей назвали на прошлой неделе – честь писать современный портрет тысячелетней столицы Татарстана досталась институту «Казгражданпроект» и Центральному НИИ градостроительства (Москва).
Парадокс, но в том, что с разработкой генерального плана Казань опоздала на целое десятилетие и все эти годы город, по большому счету, жил и развивался как бог на душу положит, архитекторы ни видят ничего плохого.
– По идее генплан должен был родиться вскоре после утверждения градостроительного устава, то есть в 1998 году, – говорит руководитель центра по разработке плана Борис Кобзев. – Но случившаяся задержка имеет и свои положительные стороны. В частности, накоплен большой опыт в современном строительстве, и его обязательно надо использовать при разработке нового генплана.
Что из себя будет представлять документ, определяющий стратегию застройки Казани на пятнадцать лет, никто пока сказать не может. И уже сейчас разработчики документа столкнулись с проблемами: недостает, например, исходных данных, и даже официальная статистика не ведает, сколько в городе домов, дорог, перекрестков и так далее. Поэтому рождаться новый генплан будет поэтапно. Сначала градостроители определятся с границами Казани – за последние десять лет столица республики обросла десятками поселков. Затем приступят собственно к планированию строительства в пределах обновленной городской черты.
К 2020 году Казань должна превратиться в город-сад, в настоящий европейский мегаполис, и каждому из полутора миллионов горожан заживется в нем легко и комфортно на персональных 40 квадратных метрах (в старом генплане была обозначена норма жилой площади в 18 «квадратов», реально достигнутая составила 19,6 метра).
Сейчас безо всякого плана на городских окраинах растут жилые микрорайоны, а в исторической части Казани строятся торговые центры.
Напомним, генеральный план должен быть готов к будущему августу. Однако наивно полагать, что на ближайшие год с небольшим все строительство в городе встанет – сейчас безо всякого плана на городских окраинах плодятся и размножаются жилые микрорайоны, а историческая часть Казани прирастает банками, гостиницами, культурными и торговыми центрами. Так вот, новый генплан будет попросту «подгоняться» под все эти постройки. Хотя во многих старинных городах объявлялся мораторий на строительство в исторической части на период разработки генерального плана. Казанские строители, судя по всему, подобных запретов не получат. Более того, «перелицевание» центра Казани предусмотрено самой концепцией генплана, в проекте которой черным по белому написано: «Без серьезной трансформации исторической среды, многочисленных подстроек, перестроек и приспособления старых зданий и неизбежных при этом потерь нельзя разместить необходимый объем административно-деловых и представительских помещений для управленческого и обслуживающего персонала, техники и транспорта».
– Не надо бояться перестройки центра, – заявил вице-президент Российской академии архитектурно-строительных наук, доктор архитектуры Владимир Белоусов. – В погоне за сохранением исторических ценностей можно потерять гораздо больше, как это было, например, в Тобольске. В результате того, что основные мероприятия генерального плана этого города были нацелены именно на сбережение памятников истории и архитектуры, город пришел в полный упадок. Но Казань – не Тобольск, ресурсы у нее большие, и ей такая болезнь, скорее всего, не грозит.
За семь лет действия программы ликвидации трущоб Казань лишилась нескольких десятков памятников зодчества. Голоса историков и простых горожан, взывавших к бережному отношению к архитектурному наследию, не были приняты во внимание. Впрочем, есть шансы, что глас народа разработчиками нового генерального плана Казани все-таки будет услышан: впервые в России главный градостроительный документ предполагается вынести на открытое обсуждение. Первая встреча с научной общественностью уже состоялась. И на многие вопросы казанских ученых проектировщики пока не знают, что ответить. Например, каким образом при разработке плана будут учитываться экологические проблемы столицы, а главное, каким образом планируется их решать:
– В настоящем европейском городе, каким, предполагается, должна стать Казань, немыслимо соседство жилых кварталов и крупных промышленных предприятий, – рассказал корреспонденту «РГ» директор московского экологического центра Сергей Васильев. – Хорошо, если проблему можно решить путем рационального планирования. А если нет? Что делать людям, которые живут, например, рядом с пороховым заводом? Здесь необходимо политическое решение, цена которого измеряется десятками миллиардов рублей. И посоветоваться с горожанами было бы не грех.