15.04.2004 06:00
    Поделиться

    Крабовая опухоль

    Напомним, что это дело возникло в ходе расследования убийства бывшего губернатора Магаданской области Владимира Цветкова. Его застрелили 18 октября 2002 года на Новом Арбате в Москве, рядом с представительством области. В прессе сразу заговорили о "рыбном следе", предполагая, что губернатор стал жертвой каких-то разборок в рыбной отрасли. Следствие поначалу также считало эту версию основной.

    Сыщики очень скоро вышли на руководителя Магаданского научно-исследовательского института рыбной отрасли (МНИРО) Александра Рогатных и бывшего советника губернатора Магаданской области Викторию Тихачеву. Их задержали. Вначале следователи подозревали, что именно эти люди приложили руку к убийству губернатора, но вскоре данная версия отпала. Правда, в ходе проверки всплыли другие факты из жизни подозреваемых. В итоге им было предъявлено обвинение в хищении государственных средств в особо крупных размерах. Ценные виды биоресурсов похищались под видом научного вылова. Ущерб от действий обвиняемых следствие оценило почти в сорок миллионов долларов.

    Вместе с Тихачевой и Рогатных на скамью подсудимых сел и заместитель председателя Госкомрыболовства Юрий Москальцов. Ему помимо мошенничества вменили еще злоупотребление должностными полномочиями. Схема преступления, по мнению следствия, выглядела так: МагаданНИРО запросил дополнительные квоты на вылов синего краба, краба-стригуна опилио и трубача. Запрос прошел экспертизу в Минприроды. Затем чиновники Госкомрыболовства подготовили проект постановления Правительства о выделении этих квот. В Генпрокуратуре утверждают, что дополнительные квоты МНИРО освоила близкая Тихачевой компания "Дальрыбфлот", которая продала добытого краба за границу. Ну а роль Москальцова, по данным следствия, свелась к тому, что он подписал распоряжение о выделении Магадану дополнительных квот, получив за это в виде "отступных" квоту на сто тонн краба для "дружественного" ему предприятия "Дальрыба".

    Слушания проходили в закрытом режиме. Москальцов все это время находился под подпиской о невыезде. Принимая решения, суд учел ряд смягчающих обстоятельств в отношении каждого подсудимого. В частности, наличие у них несовершеннолетних детей, положительные характеристики. А в случае с Москальцовым служители Фемиды приняли во внимание наличие заболеваний и возраст - 62 года. Тем не менее никто не избежал тюрьмы. Викторию Тихачеву приговорили к четырем годам колонии. Александр Рогатных должен провести три года в колонии-поселении.

    Впрочем, приговор скорее всего будет опротестован. Адвокат Москальцова Владимир Баранов заявил, что "приговор незаконный, а суд все обстоятельства дела игнорировал. Приговор вынесен без наличия потерпевшего". Надо полагать, по мнению адвоката, потерпевшим можно считать лишь ограбленного человека, в случае с государством это грабежом не считается. Осужденный Рогатных также заявил, что "приговор несправедлив, от начала и до конца дело полностью придумано, 90 процентов это выдумки". По словам другого адвоката, "невозможно похитить биоресурсы, украсть можно только добытую продукцию, рыбу или краба. Поэтому и преступный умысел с выделением квот на краба изначально невозможен. Соответственно в действиях подзащитных нет состава преступления". Но суд не согласился с этими доводами.

    Поделиться