Есть повод об этом поговорить. Сегодня состоится официальная церемония открытия пункта таможенного оформления "Варшавский мост", который после капитальной реконструкции был сдан в конце прошлого года. Теперь его пропускная способность резко возросла - 2700 транспортных средств в сутки в обе стороны, в том числе 2200 легковых автомобилей, 350 автобусов и 150 мотоциклов. Весь транспорт идет через 20 каналов. Реконструкция обошлась союзному бюджету в 13 миллиардов 308 миллионов белорусских рублей. По аналогичной схеме велась с 1997 по 2002 год и реконструкция главных грузовых автомобильных ворот - ППТО "Козловичи". Здесь построен специальный бокс для углубленного контроля, в котором установлено рентгенооборудование. МАГАТЭ представило две системы радиационного контроля для обнаружения радиоактивных и ядерных материалов. Созданы великолепные условия для работы всех служб. Конечно, немало еще и проблем. Так, на средства Государственного фонда превентивных мер Беларуси приобретена автоматизированная система распознавания и регистрации номерных знаков автомобилей. Но до сих пор оборудование лежит на складе. Нет денег на его установку. А между тем эта система позволяет полностью исключить случаи так называемого "ложного транзита", ибо осуществляет жесткий контроль выезжающего и въезжающего на пункт таможенного оформления транспорта.
По словам начальника таможни "Западный Буг" Вячеслава Осинцева, через "Козловичи" проходит более 40 процентов крупнотоннажного транспорта, пересекающего белорусско-польскую границу, и 52 процента общего потока транспортных средств, следующих через все ППТО страны. Им пользуются практически все российские грузоперевозчики. С 1999 года поток автомобилей на переходах "Западного Буга" увеличился на 35 процентов. Поэтому даже реконструированные "Козловичи" не успевают за таким большим объемом перевозок.
- Главные грузовые "ворота" страны будут расширяться, - рассказывает первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Иван АВИН. - В перспективе стоит задача сделать "Козловичи" пунктом упрощенного оформления грузов. Новый терминал планировалось ввести в строй действующих уже в 2005 году. Но сроки эти будут скорректированы. Для строительства первой очереди режимной зоны в рамках программы ТАСИS было принято решение о выделении в 2003 году 7 миллионов евро, а на весь проект - 16 миллионов. Но деньги так и не поступили в Беларусь. Не проведен и международный тендер. Вторую и третью очереди сервисной зоны предполагается строить с участием инвесторов. Но их тоже пока нет.
Грядут изменения и на белорусско-украинской границе. Уже обустроены по временной схеме два перехода таможни "Западный Буг". С российской стороной согласован проект реконструкции ППТО "Мокраны", который не соответствует своему международному статусу. В 90-х годах никто не мог предположить, насколько оживленным станет здесь движение. И один из самых "молодых" пунктов сегодня явно устарел по всем параметрам. На этом направлении расположены крупные украинские оптовые рынки в Хмельницком, Черновцах, Одессе, Ковеле. Пассажиропоток активизируется с началом летнего туристского сезона. Ведь Крым по-прежнему остается излюбленным местом отдыха и белорусов.
Из союзного бюджета на изготовление проектно-сметной документации реконструкции "Мокран" уже выделено 200 миллионов белорусских рублей. А всего на реализацию этого проекта необходимо около 8 миллиардов. В эксплуатацию реконструированный пункт таможенного оформления планируется ввести в конце будущего года. Сейчас же проектировщики приступили к разработке документации.
Еще одно, как говорится, "узкое" место. Уже более десяти лет белорусские таможенники работают на польской территории на международном автомобильном переходе "Домачево - Словатычи". Быть квартирантом изрядно надоело, но на белорусской стороне нет ни административных зданий, ни нормальной подъездной дороги. Сейчас ведутся переговоры с ЕС о финансировании строительства. До конкретных сроков и сумм дело еще не дошло.
Определенные сложности возникают также из-за небольших нестыковок и шероховатостей в таможенном законодательстве России и Беларуси. С 1 января в Российской Федерации действует новый Таможенный кодекс. В Беларуси он только готовится. По словам заместителя председателя белорусского ГТК Владимира Гошина, сейчас идет активная доработка документа. В мае его проект поступит в заинтересованные министерства, а в декабре будет представлен на обсуждение в парламент.
По мнению специалистов, проблемы исчезнут лишь после принятия общего таможенного законодательства Союзного государства. Работа в этом направлении ведется, но не столь слаженно и динамично, как того требует время.