Таганрог. Паспорта нету — гуляй по свету

Привилегированные бомжи

Таганрогская ночлежка для лиц без определенного места жительства, в просторечье — бомжатник, расположилась в Шанхае — одном из самых бандитских районов портового города. В комнатах стоят лишь кровати, рядом с которыми приколоты бумажки с фамилиями постояльцев, шкаф, да требование-лозунг не сушить мокрую одежду на батареях. "Очень уж от их тряпок воняет", — объясняют сотрудники приюта.

Всего здесь 50 мест: 10 — дамские, остальные предназначены для представителей сильного пола. Женские и мужские комнаты разделены решеткой. Так положено. Хотя, когда одна парочка сочеталась браком, их, в виде исключения, в медовый месяц клали спать вместе.

Сейчас в ночлежке ночует всего тридцать три человека. Это сезонное явление: зимой наплыв постояльцев, даже в очереди стоят, а по весне на "вольные хлеба" — все больше по дачам.

Содержание одного бомжа обходится государству 140 рублей в сутки. Сюда входит одноразовое питание (обед — 48 рублей), затраты на туалетные принадлежности, постельное белье, медикаменты и пр.

Попасть в приют люди, не имеющие своей квартиры, могут только по путевкам Министерства труда и социального развития, или управления социальной защиты. Чтобы получить направление, они должны сдать в поликлинике анализы и флюорограмму. Во время обследования "отбраковывают" людей, страдающих психическими и кожно-венерическими заболеваниями, туберкулезом, алкоголизмом и наркоманией.

Соискатели койки должны иметь бумагу, удостоверяющую личность. В общественном сознании бомж — это человек, утративший не только жилье, но и документы. Но таким дорога сюда закрыта: просто с улицы они не могут прийти переночевать, не привозят их теперь и сотрудники правоохранительных органов.

Так что попадают сюда не грязные маргиналы с улицы, а "цивилизованные" бомжи. Вот и получается, что в Таганроге, примерно, три с половиной тысячи беспризорников, а ночует в приюте всего несколько десятков из них.

Схемы выживания

— Я знаю в Ростове места, где можно спокойно перекантоваться два-три дня, там проходят теплотрассы, еще на автовокзале можно ночевать — менты не выгоняют, — делится опытом 44-летний Саша.

Его костюм сразу цепляет глаз: затертые джинсы, ярко-красная рубаха и зеленого цвета пиджак, явно с чужого плеча. Если бы Сашу переодеть и привести в порядок пышные волосы, торчащие во все стороны, его можно было бы назвать красивым.

— В зиму я стараюсь устроиться в приют, — продолжает он. — Через пару месяцев выгонят, и я иду в следующий.

Схема, используемая Сашей, не нова. В Ростовской области пять учреждений социальной защиты, вскоре откроются шестое и седьмое. В каждом можно жить по несколько месяцев в календарном году. Вот и кочуют люди, которые не имеют тяги к бродяжничеству, и спать хотят в человеческих условиях, а не на заплеванных улицах мегаполиса, по ночлежкам. Два месяца в одной, два — в другой, глядишь, и еще год прошел.

"Пьяный двор"

Официально работать обитателям ночлежки нельзя, иначе они подлежат отчислению. Да и тяжело найти нормальную работу — в центре занятости требуют прописку. Не имея возможности работать, дезадаптированные граждане должны где-то проводить время с 8 утра до 8 вечера, потому что на дневное пребывание бомжатник не рассчитан. Остается только бесцельно шастать по улицам. Куда они идут, известно: в двух кварталах от социального приюта расположен "пьяный двор". Туда ведет указатель — нарисованная белой краской на стене дома стрелка и подпись "Поправь здоровье!". Там проходит опохмелка. Рядом продают дешевое пойло, настоянное на карбиде и курином помете. К вечеру обитатели социального приюта зажевывают перегар травкой и на цыпочках идут в бомжатник — если заметят, что пьяны, их не пустят.

Когда мы покидали таганрогский приют, по дороге увидели всех местных бомжей — пьяные, они валялись невдалеке на лавочках и стояли в подъезде в ожидании обеда.

Комментарий

Владимир Паршиков, заместитель начальника отдела социальных учреждений Министерства труда и социального развития Ростовской области:

— Вы вовремя подняли эту тему. Дело в том, что в настоящее время Министерством труда и социального развития совместно с Ростовским министерством здравоохранения, ГУВД, Ростовским областным фондом обязательного медицинского страхования, Федеральной государственной службой занятости населения по Ростовской области составлен проект постановления губернатора о работе этих ведомств с лицами без определенного места жительства на территории Ростовской области.

Если проект утвердят, то принимать граждан в учреждения социальной защиты можно будет по их заявлению как с предъявлением ими документов, удостоверяющих личность, так и без таковых. То есть облегчится процедура оказания социальной помощи различных видов. Еще одно новшество: через центр занятости жители Дона, не имеющие прописки, смогут найти работу.

Тогда и станет ясно, нуждаются ли лица, не имеющие места жительства, в новых учреждениях социальной защиты, или нет. Сейчас наши учреждения имеют свободные места, потому что большинством дезадаптированных граждан утеряны документы. Но, пока нет нормативной базы, мы не можем изменить ситуацию.

Подписание этого проекта решило бы много проблем. В настоящее время он находится в областной администрации. В ближайшие дни станет известно, утвердил ли его губернатор.