16.04.2004 06:00
    Поделиться

    Правительство выйдет в прямой эфир

    После форсированного доведения до ума административной реформы Правительство добралось и до главного финансового документа страны - на прошедшем вчера заседании кабинета министров на повестку дня был вынесен вопрос об изменениях в системе бюджетного планирования. Правда, в целом одобренная концепция вступит в действие лишь в 2007 году, однако, как заявил премьер-министр Михаил Фрадков, некоторые новшества "начнут обкатываться уже начиная с 2005 года".

    В частности, это касается измененного формата работы с проектом бюджета в стенах Государственной Думы. Все эти годы документ проходил четыре чтения. В Правительстве считают, что достаточно и трех, а это ускорит сам процесс принятия бюджета.

    "Это даст экономию как минимум в один месяц в плане принятия бюджета и позволит покончить с так называемым синдромом первого квартала, который обычно уходит на доводки и утряски", - заметил министр финансов Алексей Кудрин. Доля логики в этом, конечно, есть - парламентское большинство находится в тесном диалоге с Белым домом и все спорные моменты готово обсудить заранее.

    Открывая заседание, Фрадков отметил, что реформирование бюджетного процесса должно заключаться в переходе от управления ресурсами к управлению бюджетными результатами, ориентируясь на развитие экономики. То есть кабинет министров не просто станет распределять средства в те или иные сферы, где ими распоряжаются и несут ответственность адресаты, но и в полной мере будет отвечать за конечные результаты. Это означает, что в перспективе бюджет начнет формироваться на основе целей и планируемых результатов бюджетной политики. "Бюджетные ассигнования должны быть жестко увязаны с функциями, необходимо обеспечить обоснование конечных результатов", - сказал премьер-министр.

    Если говорить о конкретных результатах этой реформы, то в Правительстве их оценивают очень оптимистично. Введение новых принципов формирования повысит бюджетную эффективность на 20-30 процентов. Причем этих результатов достигнут отнюдь не за счет увеличения налогового бремени, а переориентировав расходы в соответствии со среднесрочными приоритетами государственной политики. То есть реализация одной отдельно взятой программы будет планироваться на несколько лет вперед, чтобы, как отметил Кудрин, министерства имели четкую перспективу по меньшей мере на три года. По мере выполнения поставленных задач и смены приоритетов финансирование будет перенаправляться в другие сферы.

    Причем новой бюджетной проектировкой на перспективу - вплоть до 2007 года - займутся уже летом. Так, по словам заместителя министра финансов Татьяны Голиковой, вплоть до 27 июня ее ведомство принимает соответствующие предложения от министерств и ведомств по формированию федерального бюджета. А к концу года окончательно решится вопрос с приоритетами бюджетной политики на три года вперед. Но это не означает, что Правительство будет принимать трехлетние бюджеты, хотя в перспективе это и возможно. "Четкий водораздел" между постоянными расходами и теми, которые бюджет вновь может принимать, планируется ввести в силу с 2006 года. "Эта часть должна постоянно пересматриваться, а корректировка может вноситься только на основании вновь принимаемых обязательств", - заметила замминистра финансов. В частности, это могут быть новые федеральные целевые программы, новые законопроекты, которые на следующий год могут перейти в раздел действующих.

    Одобренные вчера нововведения резко повышают роль министерств и дают им значительный карт-бланш в части распоряжения предоставляемыми средствами. Как отметил министр финансов, предполагается внести изменения в схему взаимоотношений министерств с Минфином и федеральным казначейством. В частности, бюджетная роспись, утверждаемая на год, будет переведена в федеральное казначейство. "Минфин же становится более стратегическим органом, отвечающим за качество подготовки бюджета, его мониторинг", - заявил Кудрин.

    Кроме того, министерства и ведомства смогут получать бюджетные средства в любое удобное время и на целый год. В настоящее время органам исполнительной власти приходится поквартально выбирать свои лимиты, тогда как уже со следующего года бюджетные средства будут открыты для них на весь год. Как отмечают в Правительстве, такое стало возможным благодаря снижению инфляции и повышению степени прогнозирования социально-экономического развития. В Минфине на это смотрят спокойно и готовы отойти в сторону.

    Для реорганизации и повышения качества бюджетного планирования в Белом доме намерены резко сократить количество субъектов бюджетного планирования - со 111 до 32. Теперь в формировании главного финансового документа будут принимать участие лишь 14 федеральных министерств, а также те министерства, федеральные службы и агентства, которые находятся в прямом подчинении Президенту и Правительству.

    Подвергнется переработке и наиболее острый вопрос разграничения полномочий в бюджетной сфере. Сегодня существует практика приостановки действия федеральных законов, не обеспеченных бюджетным финансированием. С 2005 года это прекратится, поскольку законодательство о разграничении полномочий будет четко определять, какие расходы должны финансироваться из федерального бюджета, а какие - из региональных и местных бюджетов.

    Другая проблема последних лет - межбюджетные отношения - будет находиться под контролем специального департамента, который будет существовать до тех пор, пока не будет уверенности, что министерства справляются с новым перераспределением обязанностей. По словам Фрадкова, подобное подразделение должно заниматься стыковыми вопросами с регионами, чтобы видеть не только точку зрения министерств и ведомств, но и позицию субъектов Федерации. Идею премьера в целом поддержали. "Департамент должен быть. Правда, вопрос статуса - департамент или подразделение - еще можно обсудить. Но структура, курирующая федеральные отношения, должна быть", - подчеркнул глава аппарата кабинета министров Дмитрий Козак.

    И, конечно, теперь планирование и исполнение бюджета в рамках общей тенденции подвергнется гласности. Вице-премьер Александр Жуков предложил популярно объяснять населению, на какие цели пойдут средства, поскольку за сухим обсуждением кабинет министров не замечает, что этот процесс непосредственно касается каждого гражданина. "Необходимо четко заявлять, с какой целью и какой результат даст каждый рубль, чтобы любой россиянин четко понимал, на что идут его налоги", - отметил вице-премьер.

    Сказано - сделано. Первым общедоступным разъяснением бюджетной политики стало заявление замминистра финансов Татьяны Голиковой о повышении с 2005 года зарплаты бюджетникам. Оно будет осуществлено в рамках индексации всей Единой тарифной сетки, на основе которой исчисляются зарплаты бюджетникам. За дополнительными разъяснениями представитель Минфина направилась непосредственно к министру здравоохранения и социального развития Михаилу Зурабову.

    Что может быть более доступным для любого россиянина, чем разговор о его зарплате?

    ***

    В разное время отношения прессы и кабинета министров складывались по-разному, практически без исключений работая по закону маятника. По-настоящему открытыми заседания Правительства, пожалуй, были лишь при премьере Викторе Черномырдине. Журналистов, как белых людей, приводили в зал заседания, где они могли находиться в течение всего мероприятия. И если огромная повестка дня не всегда собирала журналистский аншлаг, то мало кто отказывался от удовольствия послушать резюмирующее слово Виктора Черномырдина. Пять минут сухого перечисления, что же Правительство успело обсудить, зато потом - неподражаемый (и невоспроизводимый, если только под рукой нет диктофона) афоризм.

    У Сергея Кириенко от прессы уже стали появляться тайны. На обсуждении ряда вопросов журналистов иногда просили удалиться.

    А у пресс-службы зачастую стал появляться неожиданный аргумент для отказа в аккредитации: в зале заседания не хватает мест.

    Евгений Примаков спустя некоторое время после своего назначения премьером практику присутствия журналистов на заседаниях Правительства прекратил. Представителей СМИ перевели в специально оборудованный для прессы зал, где они могли "насладиться" трансляцией того, что происходит в Правительстве. Как правило, это были далеко не первостепенные вопросы, главные же события подавались на уровне брифингов. А иногда целые заседания объявлялись закрытыми.

    На смену "закрытому" Евгению Примакову ненадолго пришел "дубль Черномырдина". И хотя заседания Правительства по-прежнему транслировались по мониторам, особых ограничений при Сергее Степашине не было. Правда, почти после каждого его высказывания в духе Черномырдина возникала угроза "закрытия" заседаний Правительства. Но все-таки пару вопросов журналисты могли наблюдать воочию. При Михаиле Касьянове по мониторам транслировали только вступительное слово премьера, а после заседания Правительства устраивали брифинг докладчика.

    Вчерашнюю инициативу Фрадкова различные источники "РГ" в один голос называли смелой. Некоторые высказывали опасение, что трансляцию заседаний Правительства журналисты будут смотреть исключительно на предмет поиска скандалов или речевых красот чиновников. Другие, наоборот, говорили о повышении содержательности дискуссии и ответственности министров.

    Поделиться