Общая протяженность сети автомобильных дорог Московской области - 40 тысяч километров. Федеральные трассы - Минское, Ярославское, Горьковское, Ленинградское шоссе являются самыми загруженными, причем не только в час пик.
- Раньше трудными днями считались пятница, суббота и воскресенье, - рассказал Сергей Сергеев. - Теперь пропускная способность основных шоссе низкая все дни недели. Спада нет. Я сейчас проезжал по Каширскому шоссе и убедился, что в одну минуту по трассе проходят лишь 100-150 машин.
Руководство областного ГИБДД проблему и способ ее решения видит четко: необходимо реконструировать сами трассы - увеличить количество полос, построить новые развязки. Но стратегия - одно, а конкретные шаги пока видятся в тумане.
- Конечно, дорожные работы проводиться будут, но не в том масштабе, который необходим, - считает начальник управления. - Мы в скором времени выпустим и опубликуем схему организации дорожного движения, водители должны знать все объездные пути, чтобы миновать заторы.
Полковник призвал автомобилистов планировать свои разъезды, чтобы в пиковые часы не вписаться в пробку вместе с другими "торопыгами".
За десять лет количество аварий на дорогах Подмосковья выросло на 40 процентов. Кроме того, количество погибших в результате ДТП увеличилось ровно в два раза. Более 80 процентов всех ДТП происходит по вине водителей, подчеркнул Сергеев. Между тем пешеходы либо стали дисциплинированными, либо же их стало так немного, что они мало влияют на дорожную обстановку: число аварий с их участием неуклонно сокращается. Для профилактики ДТП руководство ГИБДД Подмосковья делает ставку на проведение профилактических операций: "Внимание - дети!", "Внимание, пешеход", "Переезд", "Газель" и другие.
- Основная наша забота - это пресечение грубых, хотя и элементарных нарушений: переезд через двойную разметку, игнорирование светофоров, - сказал Сергеев. - Для этого необходимы технические средства. Вот недавно мы закупили 400 цифровых фотоаппаратов для регистрации ДТП. Этим летом к двум мотоциклетным взводам, работающим на мотоциклах марки BMW, прибавится третий. Их мы задействуем на головных участках крупных дорог, где необходима мобильность, - наши сотрудники проходят курс экстремального вождения.
Руководство области вместе с подмосковным ГИБДД в свое время направило в Минтранс законопроект, ограничивающий движение грузового транспорта в пиковые часы. Он не был принят. Между тем областное ГИБДД теперь уже по собственной инициативе будет осуществлять контроль всех грузовиков, в утренние часы едущих в сторону Москвы.
Кроме того, автоинспектора не возлагают больших надежд на стационарные посты ГИБДД.
- Даже если поставить пост через каждые десять километров, это ничего не изменит, - заявил Сергеев. - Преступники прекрасно знают расположение постов и варианты их объезда. Эффективнее будет разгружать стационарные посты, чтобы освободить патрульные наряды.
К июлю 2004 года все федеральные дороги, проходящие по территории Московской области, будут оснащены системами фиксации и видеонаблюдения "Поток". По словам Сергеева, данные системы на сегодняшний день установлены на девяти федеральных дорогах, в распоряжении подразделений находятся еще три подвижные системы.
Начальник управления заявил, что видеокамеры, установленные вдоль крупных трасс, формируют хорошую доказательную базу административных правонарушений. Например, на Западе все происходит просто: превысившая скорость автомашина фиксируется камерой видеонаблюдения, после чего ее владельцу приходит справка о штрафе. Беда в том, что в России нет нормативно-правовой и практической базы для подобных систем контроля.
Другая проблема: у некоторых автомобилистов при обращении в органы ГИБДД по различным вопросам требуют справку об уплате транспортного налога. Причем по закону ГИБДД никак не контролирует уплату налога - для этого существует налоговая инспекция.