Еще до вылета Ил-62 из аэропорта Раменское спасатели начали готовить место для раненного в Багдаде 14 апреля Сергея Бражникова. Три опущенных кресла, носилки сверху - и надежное ложе готово. Пока летим туда, один из спасателей тут же устраивается на носилки и погружается в сон: люди берегут силы для помощи соотечественникам. Через 3,5 часа самолет уже кружит над Багдадским аэропортом. Американские военные выделили нам небольшой коридор безопасности, в котором они могли гарантировать, что багдадские сепаратисты не собьют российский лайнер. Наконец, накрутив три круга над взлетно-посадочной полосой, самолет приземляется.
В аэропорту Багдада безлюдно, лишь несколько охранников-непальцев с автоматами курсируют у здания аэропорта. В небе то и дело пролетают американские вертолеты "Черный ястреб" и "Апачи". Вдоль взлетно-посадочной полосы стоит американская военная техника. Американские войска полностью контролируют жизнь иракской столицы.
Раненного в ногу Сергея Бражникова практически сразу после нашего приземления подвозят к трапу самолета на инвалидной коляске.
- Ранили меня, когда я вместе с двумя друзьями купался в реке Евфрат, - рассказывает мне Сергей Бражников. - Где-то около двух часов дня с другого берега реки раздалась автоматная очередь, и меня ранило в ногу. Мой друг Андрей тут же побежал за помощью к американским военным. Меня доставили в американский госпиталь, где тут же прооперировали и извлекли пулю.
Сергей поудобнее устраивается на приготовленные заранее носилки и говорит, что он очень соскучился по своим родным и близким. Сам он родом из Пензы. В Ираке он находился около двух месяцев, ремонтировал там турбинные агрегаты. По его словам, после ранения еще не звонил родным в Пензу и очень не хотел бы, чтобы они не беспокоились.
- У пациента огнестрельное ранение левого бедра, повреждение берцовой кости, - говорит начальник медицинской службы отряда Центроспаса, главный врач Игорь Якиревич. - У него проведена ревизия раны, на ногу наложен лангет. Больной абсолютно транспортабелен, и у него наблюдается положительная динамика.
По словам врача, примерно десять дней Сергей проведет в одной из столичных клиник скорее всего что это будет Институт Склифосовского. А вот ходить Бражников сможет лишь через несколько месяцев.
Подавляющее большинство наших соотечественников, вылетающих из Багдада - мужчины, женщин - не более десяти человек. Многие из мужчин носят бороды. По их словам, это позволяло им не так сильно выделяться из числа местных жителей.
В самолете летит еще один россиянин, получивший телесные повреждения в Багдаде.
- Это была производственная травма, - объясняет "РГ" Иван Исаев из Ижевска. - 11 апреля я упал с лестницы и сломал шесть ребер. Меня тут же положили в арабский госпиталь и откачивали воду из легких.
Исаев, как и Бражников, работал в фирме "Интерэнергосервис". Практически все россияне, согласившиеся покинуть Багдад, делают это с большой неохотой. По их словам, они не успели закончить все свои дела в Ираке. У многих остались здесь дома, машины, имущество фирм. Не исключено, что все это может быть разграблено в отсутствие хозяев. Говорят, что иракцы, когда провожали наших специалистов на родину, плакали. Ведь россияне работали здесь как приглашенные эксперты, помогали местным жителям работать на технически сложной аппаратуре. Теперь многие иракцы боятся, что останутся без работы, так как сами не справятся с техникой...
Шальных пуль и взрывов, которые слышны в Багдаде почти каждую ночь, наши не боятся - уже привыкли.
По словам Михаила Лобанова, ведущего специалиста ООО "РусавтоГАЗ", если много не ездить по городу, особенно ночью, опасности практически нет. Лобанов надеется уже через две недели вернуться назад в Ирак. Ему и его коллегам еще предстоит научить иракцев пользоваться новенькими "Волгами", закупленными для багдадского таксопарка.
Впрочем, после захвата заложников руководство практически всех компаний решило отозвать своих сотрудников из Багдада. Интересно, что первыми рейсами 15 апреля были вывезены в основном граждане Украины, Белоруссии, Армении - те, кто работал в российских фирмах. Вчерашним рейсом летели домой в основном россияне.
Оставшиеся в Ираке специалисты - в основном сотрудники компании "Интерэнергосервис". Работников именно этой фирмы в начале недели похищали, а потом освобождали боевики. Все оставшиеся оставили в российском посольстве расписку в том, что осознают опасность пребывания в Ираке. Кроме них, в Багдаде остаются российские дипломатические работники. Сегодня МИД России объявил, что штат багдадского посольства не будет сокращен ни на единицу. "Сотрудникам посольства в Багдаде обеспечена безопасность, посольство функционирует в том же режиме, в каком оно функционировало год назад во время проведения военной операции в Ираке", - заявил официальный представитель МИДа Александр Яковенко. Отказались покинуть иракскую территорию и российские журналисты.
В ближайшее время полетов самолетов МЧС в Багдад не планируется, поскольку за два дня все желающие были вывезены. Тем не менее замминистра МЧС Юрий Бражников заявил, что "ситуация в Ираке может развиваться по разным сценариям, в том числе и по наихудшему для российских граждан". Поэтому, если в МЧС поступят обращения по линии МИД, в Ирак для эвакуации изъявивших желание покинуть эту страну людей будут вновь направлены самолеты. Юрий Бражников отметил, что "взаимодействие оперативного штаба МЧС России, работавшего в Ираке, с коалиционным правительством было четким".