Новости

19.04.2004 02:00
Рубрика: Общество

Он верил в театр, как в жизнь

Прошел вечер, посвященный памяти великого лицедея двадцатого века - народного артиста СССР Евгения Лебедева

- Он мог играть во всех лучших пьесах, во всех великих произведениях мировой драматургии, - сказал ведущий телевизионной программы "Серебряный шар", - мог играть все роли, и причем одновременно. Евгений Лебедев - это моя сильнейшая ностальгия по БДТ. Спектакль "Мещане" с его участием - высшее достижение театрального искусства. Его роль в горьковских "Варварах" до сих пор остается непревзойденной, с горечью говорю об этом, ибо только что смотрел новую постановку в Москве...

Художественный руководитель МХАТа им. Горького Татьяна Доронина, также приехавшая из Москвы, пыталась донести до зрителей свое понимание личности актера, бывшего три десятилетия назад ее партнером по сцене:

- Евгений Лебедев, мне кажется, верил в театр, как в жизнь, - сказала актриса, - он в театре жил как будто дома, а домой приходил, как в театр. Дом и театр были для него единым целым. И, как мне кажется, он не всегда понимал разницу между ними. Помню, меня поразило внезапное открытие - почему Евгений Алексеевич стал на меня коситься после "Варваров"? Оказывается, потому, что там я играла не любящую его жену, и он был уверен, что и в жизни я его не люблю... Смешно, трогательно, удивительно...

Другую грань актерского гения Лебедева отметил режиссер Александр Белинский. Он назвал артиста гениальным бутафором, который с фантастической изобретательностью лепил из вещей и предметов характер любого героя. Для Евгения Алексеевича характером живого существа обладал даже рукав пиджака или карман. В "Энергичных людях" полотенце, которым он пытался взять стакан с водкой, было его настоящим партнером. Однажды полотенце оказалось другим, не тем, с которым обычно он творил чудеса. Так актер сначала "укротил" это полотенце, а уж потом заставил его "работать".

О подобных случаях лучше всего рассказывают костюмеры и гримеры. Впрочем, гримерам было почти нечего делать в его спектаклях. Он сам всегда придумывал себе грим и, конечно, гримировал себя перед выходом на сцену. Его Пегой в "Истории лошади" поражал именно лошадиной похожестью, а пятно на "морде", из-за которого жеребенок и получил кличку, было так натурально и живописно, как будто артист и родился с ним...

Много лет шел "Холстомер" на сцене БДТ, и каждый спектакль Лебедев проживал, как собственную жизнь. Заграничные гастроли выливались порой в триумф одного спектакля при огромном успехе других. Отклики на "Холстомер" до сих пор занимают немало места и в театре, и дома, где их бережно хранит его жена, его муза, его подруга жизни Нателла Товстоногова. Западная публика никогда ранее не видела такого гения и сходила с ума от невероятного Лебедева. "Сравнить лебедевского Холстомера можно только с одним гением, которого я успел увидеть, - писал когда-то парижский театрал из русских эмигрантов, - Шаляпин в роли Годунова!"

Перед глазами публики, собравшейся в прославленном зале БДТ, прошла вся жизнь гениального современника, для ее реконструкции был использован фотоархив семьи Лебедевых-Товстоноговых и фотоархив БДТ. Завершился вечер вручением премии имени Евгения Лебедева. Лауреатом этой премии стала Татьяна Доронина. Поздравить актрису вышел на сцену... Евгений Лебедев. Внук артиста, маленькая копия дедушки, пятилетний Женя вручил Татьяне Дорониной миниатюрную статуэтку Холстомера-Лебедева. И еще мальчик подарил актрисе деревянную скульптурку из домашней коллекции: в доме Лебедевых-Товстоноговых на Петровской набережной до сих пор бережно хранятся лесные коряги, сучья, камешки, превращенные гениальными руками артиста в леших, кикимор, домовых...

Общество Ежедневник Стиль жизни Культура Театр Общество История
Добавьте RG.RU 
в избранные источники