Символ русской культуры, построенный в 1780 году, переживает трудные времена. Труппа работает в аварийных условиях. Столь убогих и ветхих помещений, как в закулисье Большого, мировые театры такого уровня не знают. Негде хранить 30 тысяч костюмов, светотехника, гримерки доисторических времен. У сцены нет нормальных "карманов", и антракты в Большом безразмерны в ожидании смены декорации. Долгожданный филиал не решит эти проблемы.
Театр уже опасен для зрителей. Он горел. В годы войны в него попал фугас. В начале прошлого века прямо во время спектакля под зрителями провалился пол. Дважды проседал фундамент. Колонны фасада уже отклонились на 40 см вперед, лепнина отваливается, а гордость Большого - архитрав и сорокаметровая стена фронтона давно не скреплены меж собой: скобы сгнили и знаменитые кони готовы свалиться на Театральную площадь...
4 года назад было решено реконструировать историческое здание. С той поры менялись смета, госзаказчик. Не менялось только имя генподрядчика. Это печально знаменитый "Курортпроект" (проектировщик "Трансвааль-парка").
ВООПИК бьет тревогу: принято решение о сносе северного фасада Большого театра с десятиколонным портиком, построенным в 1825 году по проекту Бове. О Бове теперь все знают после пожара Манежа. Казалось, нужно радоваться, что хоть одно творение великого зодчего уцелело, и всячески его лелеять. Но и колонны, и портик уже 70 лет находятся внутри здания и, окруженные театральным реквизитом, разрушаются. Специалисты ЮНЕСКО, с которыми мы говорили, уверены, что восстановить их невозможно: разрушено 70 процентов шедевра.
Кроме Бове, над северным фасадом, чье великолепие скрыто от взглядов прохожих, трудились Кавос и Гернет. Этот исторически ценный фрагмент фасада по новому проекту будет перемещен в другую часть Москвы - к примеру, в Музей архитектуры имени Щусева. Противники проекта говорят, что восстановить уникальный фрагмент можно, причем нужно оставить его на месте.
Больше всех протестует Алексей Денисов - руководитель мастерской Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ МК РФ). Ему принадлежит альтернативный проект реконструкции Большого с сохранением исторического облика здания. Но проект посмотрели эксперты и нашли в нем немало, по их мнению, изъянов. В Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации МК РФ (госзаказчик) нам пояснили, что подземные углубления в зрительном зале придется тогда делать аж на 40 метров.
Сам Денисов - а именно его проект поддерживает ВООПИК - уверен, что сегодня происходят нарушения российского законодательства при реставрации и реконструкции ГАБТа:
- Снос самой древней части Большого театра объясняют необходимостью расширения сцены. Объясняют также и тем, что северный фасад никто не видит, так как у основания фасада с колоннами устроен склад декораций, причем сбиты гипсовые капители колонн и разобрано несколько рядов кирпичной кладки. Новый проект - просто продолжение начатого дела. У нас фактически изобрели новую методику сноса памятников истории и культуры. Сначала памятник окружают временными хозяйственными постройками, а затем под их прикрытием уничтожается...
До сих пор Большой, как и Мариинка, входил в перечень театров-дворцов мира. Реконструкцию эти дворцы переживают по-разному. Счастливчики вроде парижской "Гранд-Опера" и после обновления остались в почетном списке. Миланский "Ла Скала" сместился в менее престижный список "Европейских моделей". А Большому искусствоведы прочат место далеко позади - из "дворца" он может стать "театром будущего" (есть и такой список, куда отправили после реконструкции филиал Парижской оперы)... Работы "Курортпроекта" критиковались в ФНСМ и ЮНЕСКО, но над модернизацией Большого будут работать не реставраторы и эксперты из центральных мастерских, а "Курортпроект". В "Курортпроекте" нам пояснили, что нарекания учтены, проект претерпел изменения. Вторая очередь реконструкции включает в себя основное здание Большого, служебный корпус (дом Хомякова), строящиеся подземные вестибюли под Театральной площадью и склад декораций под Копьевским переулком. Главный архитектор проекта Никита Шангин поясняет:
- Единственно реальным путем реконструкции остается поиск компромисса между требованиями охраны памятников и потребностями театра, который должен иметь нормальные условия для работы. "Курортпроект" под кураторством эксперта ЮНЕСКО профессора Шолдерера из Германии разработал девять вариантов. Основное здание должно сохранить исторический облик, серьезные надстройки и пристройки исключаются. Допускается только реконструкция северного фасада. Предполагается развитие зрительской зоны под Театральную площадь и сцены под Копьевский переулок с соединением под землей основного здания и дома Хомякова в единое целое.
Не забыли в "Курортпроекте" и о пожарной безопасности, и о возможных терактах. ГАБТ "укрепят" 6 рамками индивидуального контроля и 3 аппаратами просвечивания. Часть вестибюля отдадут секьюрити. Парадные двери будут блокироваться решетками. Что же касается портика Бове, его ждет почетная ссылка в музей. Опыт реставрации "Гранд-Опера" и "Ковент-Гардена", по мнению "Курортпроекта", в нашем случае не имеет значения. Парижский шедевр реставрировали по всем требованиям науки, то есть "скорее терапевтически, чем хирургически, что позволило провести мемориализацию здания "Гранд-Опера". Англичане кардинально изменили облик "Ковент-Гардена", расширив театральную зону на весь квартал.
Эксперты ЮНЕСКО, год назад выступившие с резкой критикой проекта, сегодня на план генподрядчика смотрят благосклонно. Главный специалист по проблемам Большого театра в российском отделении ЮНЕСКО Тамара Носенко подтвердила, что нынешние изменения в реконструкции ГАБТа учитывают все замечания их специалистов. А само здание Большого не занесено в список охраняемых ЮНЕСКО. Тем не менее ЮНЕСКО пригласило одного из проектировщиков реконструкции "Ла Скала" в Москву с тем, чтобы он поделился опытом с коллегами.
Первый заместитель руководителя Дирекции по строительству и реконструкции МК РФ Александр Минкин ежедневно бывает в Большом. Ситуацию он обрисовал так:
- Сегодня все лучшие специалисты России привлечены к процессу реконструкции театра. Провести открытый международный конкурс значит опять все отложить, а мы и так потеряли много времени. Главное, что на время реконструкции театр придется закрыть не на несколько лет, а лишь на год. Что касается обвинений в том, что за это время смета выросла в несколько раз, замечу, что в 1999 году проект "Курортпроекта" оценили в 55 миллионов рублей. Учитывая инфляцию, сегодня его стоимость равна 98 миллионам рублей.