Пока, правда, по собственному признанию президента, ему не до праздников. Основное внимание в эти дни приходится уделять иным вопросам - консультациям по поводу формирования нового кабинета взамен уходящего в отставку, скандалу в связи с "утечкой" в прессу секретных компьютерных материалов польского МИДа, наконец, проблемам, порожденным резким обострением обстановки в Ираке, где Польша взяла на себя достаточно активную роль в рядах антисаддамовской коалиции.
С этой горячей международной темы и началась беседа с Александером Квасьневским.
- Господин президент, Россия приняла решение об эвакуации своих граждан из Ирака. Какой может быть реакция Польши на последние события в этой стране?
- Так поступила не только Россия, но и, к примеру, Германия. Речь, однако, идет не о военных, а о гражданских лицах. Я понимаю те страны, которые вывозят своих гражданских специалистов. Все это подтверждает необходимость обеспечить прежде всего безопасность внутри Ирака.
Что касается Польши, то отъезд специалистов может затруднить процесс стабилизации и восстановления страны. Ведь наша миссия, кроме военного присутствия, заключается в подготовке полицейских сил, налаживании гражданской обороны. В зоне нашей ответственности, где под польским командованием расквартирована международная дивизия, сформированная из военнослужащих 23 стран, обучение проходят 22 тысячи иракцев - 17 тысяч полицейских, 4 тысячи участников гражданской обороны и тысячи пограничников. Мы должны завершить эту задачу, чтобы иракские полицейские могли самостоятельно следить за порядком в городах, например осуществлять охрану паломников в Эн-Наджаб. В целом же многое зависит от того, какой будет местная администрация, которая должна быть создана к 30 июня, и насколько она сможет управлять страной, обеспечить необходимый этнический баланс, примирить амбиции суннитов и шиитов. Задача сложная. Но в политике нужно ставить сложные задачи и при этом быть оптимистом.
- Иными словами, Польша не намерена пересматривать формат своего участия в коалиции?
- Мы приняли участие сначала в военной акции, а сейчас и в стабилизационной миссии в Ираке, будучи убежденными, что это часть борьбы с терроризмом, поскольку от саддамовского Ирака исходила угроза для региона и всего мира. И мы считаем, что мир без диктатора Саддама стал лучше. Сегодня главное в том, чтобы стабилизационная миссия завершилась успехом. Мы намерены участвовать в ней и впредь и надеемся, что будет выполнен сложный, но реальный план передачи власти иракцам и проведения под эгидой ООН выборов к концу января будущего года. Это позволило бы в 2005 году изменить формулу присутствия международных сил, придать им статус миротворческих для поддержки иракского руководства. Так что у нас нет великодержавных амбиций, мы находимся там только ради достижения главной цели - вернуть Ирак иракцам, дать старт серьезной программе восстановления страны. И надо помнить, что эта программа не начнется, пока будут взрываться бомбы и совершаться теракты. В таких условиях серьезный бизнес туда не придет.
- То есть польский контингент не будет отозван из Ирака?
- Мы считаем, что если сейчас отозвать наши силы из Ирака, мы стабилизационную миссию неизбежно превратили бы в дестабилизационную. Как результат - не просто внутренний хаос, а угроза гражданской войны с внешними последствиями для региона. Пару недель назад я посетил Саудовскую Аравию, Кувейт, Эмираты, Катар. И во всех этих странах, хотя они по-разному оценивают военную акцию, считают, что присутствие международных войск под эгидой ООН необходимо для поддержки стабилизации. Причем такое присутствие, видимо, понадобится на протяжении достаточно длительного времени, поскольку напряженность, существующую между этническими группами в Ираке, не снять за короткий срок. И мы рассчитываем на взаимодействие с Российской Федерацией в рамках ООН. Нужно помочь стабилизации, иначе углубление хаоса станет риском для мира.
Полный текст интервью президента Польши будет напечатан в одном из ближайших номеров "РГ".