Позвонив по телефону открытой вскоре после этого "горячей линии", горожане получили возможность выяснить, входит ли данный адрес в новую программу. Но буквально через пару недель линия сгорела: технически не выдержала напора, так как способна была принимать по 30 звонков в секунду, а их раздавалось намного больше. В управлении экспериментальной застройки правительства Москвы сменили оператора связи, установили многоканальные телефоны. Но и по новому номеру "горячей линии": 739-02-39 пока невозможно узнать детали, которые больше всего интересуют москвичей: снесут не снесут, а если предстоит переезд, то куда именно.
И не потому, что власти держат это в тайне. Просто проекты комплексной реконструкции первых 80 кварталов, работа над которыми должна начаться в этом году, все еще проходят экспертизу. И тем не менее возможность узнать подробности предстоящей перестройки и даже высказать свое мнение по поводу предложенных архитекторами проектов у москвичей есть. В этом корреспондент "РГ" убедилась, побывав на встрече префекта Северо-Восточного округа Ирины Рабер с населением Бутырского района, посвященной его реконструкции. Такие же встречи сейчас идут практически по всей Москве.
"Бутырками" в старину называли небольшие поселения, отделенные от Москвы лесом или полем. Полосой широкого поля был отделен вплоть до восемнадцатого века и Бутырский хутор - самый центр Бутырского района. Исторически в нем селились ремесленники и крестьяне. Промышленный характер район сохранил и сегодня - на его территории расположено свыше 200 предприятий. Расположенные в изолированных зонах эти предприятия не слишком травят атмосферу, не имеют особо шумных производств, а потому легко уживаются с жилыми кварталами состоящими в основном из утопающих в зелени пятиэтажек. Добавьте прямую "серую" ветку метро, по которой отсюда до центра 10 минут езды, две близко расположенные станции подземки - "Тимирязевская" и "Дмитровская", и станет понятно, почему в последнее время как на дрожжах растет престижность района на рынке жилья. Первые инвесторы проложили сюда дорогу еще с программой сноса "хрущоб" - в частности, левая сторона улицы Фонвизина (вдоль недавно пришедшей сюда монорельсовой дороги) уже сплошь застроена 17-25-этажными домами. "Новая программа так же продолжит курс на строительство высоких современных домов", - сообщил участникам встречи начальник мастерской НИиПИ Генплана развития Москвы Николай Хаустов, под руководством которого и разрабатывался проект комплексной реконструкции так называемых кварталов 79-79 А и 80. Теперь для того чтобы освободить место под высотки, решено снести пятиэтажки и на противоположной стороне улицы Фонвизина, а также частично на улицах Руставели и Добролюбова. Народ слушал архитектора с интересом, но едва он закончил свое выступление, сразу же решил внести ясность по поводу своего отношения к планам властей. "Этот район - наша малая родина, и мы отсюда не хотим никуда уезжать, - заявил владелец стоматологической клиники Валерий Лендин. - Имейте это в виду, чтобы нам не пришлось идти с автоматами на райуправу и префектуру".
"До автоматов дело не дойдет", - успокоила собравшихся префект. Хотя бы потому, что уже сейчас при сносе пятиэтажек новые квартиры в других округах предлагают лишь в случаях, когда в одной квартире живут две семьи - родительская и молодая. Родителей оставляют на обжитом месте. Молодые, считают власти, будут рады получить свою квартиру, не стоя десятилетиями в очередях, в любом округе. Как показывает жизнь, чаще всего так оно и случается. Сейчас же, пояснила Ирина Рабер, для расселения большинства жителей района по прежнему месту жительства у префектуры появилась дополнительная возможность. Дело в том, что одновременно с реконструкцией Бутырского района будет вестись и перестройка соседнего Марфино, с территории которого планируется вывод Марфинского совхоза. Это освободит более 30 гектаров земли, которую решено так же направить под жилищное строительство. "Как вы думаете, согласятся жители улицы Милошенкова переехать рядом, на улицу Комдива Орлова?" - поинтересовалась Ирина Яковлевна.
Выяснилось, что в двух этих кварталах в ближайшие три года планируется снести 18 пяти- и трехэтажных домов общей площадью чуть более 50 тысяч квадратных метров. Построят же на их месте высотки площадью более чем в четыре раза больше. В них и обещают дать новые квартиры большинству из 2700 тысяч будущих переселенцев.
Реконструкции же пятиэтажек с отселением жителей, вокруг которой в столице идет так много споров, в этом проекте подлежит всего один дом, расположенный по улице Руставели, 9. Симпатичный трехэтажный особняк 1947 года постройки с арочными окнами подъездов, просторным двором с фонтаном (правда, давно уже не действующим) решено превратить в шестиэтажный дом, какой стоит по соседству. Что думают по этому поводу жители этого дома? "Нам, честно говоря, все равно - лишь бы скорее расселили из коммуналок, которых у нас там большинство, - признался корреспонденту "РГ" один из жильцов - Александр Русаков.
Надстроить двумя этажами раньше планировали и целую серию кирпичных пятиэтажных домов по улице Гончарова. Теперь решено ограничиться их капитальным ремонтом, с оборудованием подъездов лифтами и мусоропроводами. Народ отселять не будут. "Мы отказались от прежних планов после первой встречи с жителями, - объяснил Николай Хаустов. - Слишком болезненной у людей была реакция на сообщение о том, что, возможно, придется покинуть не только район, но и округ". Новые квартиры строятся по горзаказу в основном в районах новостроек, куда люди не хотят переезжать. А гарантировать то, что перестройка дома без отселения жильцов пройдет быстро и безболезненно для его обитателей, строители пока не могут. Первый опыт такой реконструкции оказался вроде первого блина комом. Желающих повторить его в городе очень мало.
Сносу пятиэтажек и строительству на их месте новых домов отдают предпочтение и еще по одной причине. Инвестор в этом случае получает возможность обеспечить жителей квартирами и соблюсти свою выгоду, пустив остальные на продажу. Надстройка же всего двух этажей над пятиэтажкой, опасаются власти, не вызовет большого интереса у людей с деньгами. У самого же города денег нет. Поэтому подобной переработке подверглись планы фактически всех первоочередных кварталов в столице.
Реконструкция не случайно называется комплексной. В ходе ее снесут и построят взамен новые музыкальную школу и общеобразовательную номер 250, на Огородном проезде появится крупный торговый центр, на улице Яблочкова - физкультурно-оздоровительный центр и центр искусств. "Здорово!" - обрадовался, узнав об этом, пятиклассник Димка Солнцев, пришедший вместе с родителями послушать, каким скоро станет их Бутырский хутор. Чтобы позаниматься спортом, сейчас ему приходится ездить в центр Москвы. Порадовало жителей и бережное отношение архитекторов к сохранению того хорошего, что имеется в районе. "Больше всего мы боялись, что в ходе большой стройки попадет под бульдозер наш парк с вековыми липами и дубами на улице Гончарова", - поделилась Наталья Беликова. Но парк в проекте идет под пометкой "особо охраняемая территория".
Больных вопросов два. Первый - гаражи. При нынешнем дефиците земли даже законные облагороженные ракушки вряд ли устоят. Архитекторы утешали народ тем, что проектом заложена обеспеченность паркингами на 80-90 процентов, что ни один новый дом - ни коммерческий, ни муниципальный, не будет строиться без подземного гаража. Или по крайней мере обвалованного - с газоном или спортивной площадкой наверху. "А цены? Сколько они будут стоить?" - напряженно вопрошал народ, так и не получив обнадеживающего ответа. Вторая "болячка" Бутырского хутора - отсутствие нормального выезда. Обе дороги - улица Яблочкова, связывающая с Дмитровским шоссе, и Шереметьевская, ведущая на Сущевский Вал, - уже сейчас прочно забиты автомобильными пробками. "А что будет, когда на месте пятиэтажек встанут высотки и население района вырастет вдвое?" - волнуются жители.
Выход имеется, он обозначен в Генплане развития Москвы - это строительство эстакады над железной дорогой Савеловского направления, которая напрямую свяжет улицу Фонвизина с Дмитровским шоссе. "Красивое решение, - говорят архитекторы. - Только денег у города нет пока". Впрочем, денег нет пока и на всю программу реконструкции. "Меряем костюмчик, а размера пока не знаем", - очень точно заметил по этому поводу Юрий Буланов, первый зам. префекта Южного округа, где идут такие же жаркие споры вокруг проектов первых кварталов. Впрочем, вот-вот экспертиза закончится, и картинки, нарисованные архитекторами, выбросят на конкурс инвесторов. Вот тогда-то и станет ясно, когда и чего ждать москвичам.