Авария произошла в 1961 году у берегов Америки. Матрос Шашабрин тогда числился в так называемом дивизионе выживаемости корабля и потому покинул борт субмарины одним из последних. После демобилизации он полгода отлежал на больничной койке, однако о том, что перенес острую лучевую болезнь первой степени, узнал лишь через несколько лет. Диагноз стал основанием для признания Александра Шашабрина инвалидом третьей группы.
Впервые о правах ликвидаторов последствий подобных аварий на социальные льготы заговорили в 1992 году после принятия Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». До этого времени надбавку к пенсии получали лишь кадровые военные. О своих правах Александр Шашабрин узнал только спустя три года, и не от представителей Нижнекамского управления соцзащиты, а от друзей-подводников.
На подтверждение инвалидности у бывшего матроса ушло еще два года, за которые он прошел медицинское освидетельствование сначала в медико-социальной экспертной комиссии комитета ветеранов подразделений особого риска, потом в Нижнекамской ВТЭК. С 1994 по 1996 год Шашабрин вместе с пенсией по инвалидности получал ежемесячную «компенсацию возмещения вреда здоровью», которая ежегодно индексировалась. С 1996 года компенсация перестала индексироваться, как этого требует "чернобыльское" законодательство. А с мая 2000 года выплаты и вовсе прекратились.
Тогда Александр Васильевич обратился в Нижнекамский городской суд с жалобой на неправомерные действия должностных лиц. И суд признал действия Нижнекамского управления соцзащиты неправомерными, но в материальных правах ликвидатора так и не восстановили. В августе прошлого года Шашабрин подал очередной иск, и только теперь, после нескольких заседаний суд обязал Министерство соцзащиты РТ выплатить инвалиду недоплаченные за несколько лет 250 тысяч рублей. Кроме того, отныне Александр Шашабрин будет получать ежемесячную компенсацию в пять с половиной тысяч рублей.
Кстати, дело Шашабрина не уникально для республики. Как сообщил руководитель татарстанского отделения общероссийской общественной организации "Союз "Чернобыль" России» Геннадий Жиляев, за последние полгода инвалидами-чернобыльцами выиграно более пятидесяти подобных процессов. Размер отсуженной ежемесячной компенсации по возмещению вреда здоровью колеблется от четырех до четырнадцати тысяч рублей, сумма недоплаты — от 60 до 260 тысяч.