Реформирование Правительства продолжается

Причем сделать это не косметически, а кардинально, почти так же, как и ломали бюрократический аппарат. Первым пунктом на этом пути стала недавно созданная структура - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которую возглавил Олег Вьюгин.

Несмотря на замысел, ФСФР в новой конфигурации так и осталась неким прообразом Федеральной комиссии по ценным бумагам. Унаследовав практически все ее функции, новая служба должна была подчиняться напрямую премьер-министру Михаилу Фрадкову. Согласно же подписанному документу ведомству Вьюгина отошли лишь контроль и надзор на финансовых рынках, осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрация проспектов ценных бумаг. Кроме того, служба будет обеспечивать раскрытие информации на рынке ценных бумаг в рамках, предусмотренных российским законодательством. На эту структуру также возлагается руководство и обеспечение работы Комиссии по товарным биржам. Несмотря на то, что некоторые агентства и службы наряду с контролем и надзором получили еще правоприменительные и правоустанавливающие функции, ФСФР так и не наделили правом издавать собственные правовые акты. Собственно, в таком виде служба не только не может стать мегарегулятором, каковым задумывалась, но и не способна к эффективному надзору за финансовыми рынками. Именно это и попытался доказать Олег Вьюгин. По его мнению, для того чтобы ФСФР стала реальным надзорным органом, необходимо изменить финансовую базу. "При этом она должна быть подконтрольна парламенту и Президенту, как, например ЦБ", - полагает он.

Белый дом, как оказалось, не собирался сопротивляться и готов подкорректировать свою первоначальную позицию: проект президентского указа, наделяющий ФСФР нормотворческими функциями, уже находится в Минюсте. "Правительство готово поддержать Вьюгина и внести необходимые изменения", - заметил высокопоставленный источник "РГ".

Но в новом виде служба, возглавляемая Олегом Вьюгиным, станет неким министерством с добавлением функций надзора. Причем похоже, что в кабинете министров на ФСФР делают серьезную ставку. Источник "РГ" в Белом доме считает, что по значимости ведомство Вьюгина в ближайшее время может стать вторым Центробанком.

Но это корректировка лишь одного из немногих положений новой структуры. В середине мая Президенту представят и другие идеи. Не исключено, что будет реализовано предложение члена бюро РСПП Александра Шохина о переводе федеральных служб, занимающихся надзором, в прямое подчинение Правительству. Возможно, появится и новое агентство, ведающее развитием высоких технологий. Как уже успели окрестить его на Краснопресненской набережной - Агентство с суперфункциями. Собственно, Президент не раз говорил о необходимости технологических прорывов, но конкретных предложений от кабинета министров так и не получил. Видимо, появлением такой структуры Правительство и решило отреагировать на поручение Владимира Путина. По замыслу разработчиков, это агентство будет встроено между Министерством образования и науки и Федеральным агентством по промышленности. Соответственно, в аппарате Правительства в связи с этим стоит ожидать формирования департамента, который займется вопросами оборонно-промышленных и информационных технологий.

Впрочем, в ближайшее время под перекраивание попадет и аппарат Белого дома, который, как заметил премьер-министр Михаил Фрадков, не будет исключением. Именно поэтому у главы аппарата Правительства Дмитрия Козака, как и у всех остальных министров, из восьми заместителей останется лишь два. Скорее всего ими станут Сергей Нарышкин и Андрей Яцкин, которые пришли в Белый дом вслед за Козаком. А Алексей Головков, будучи в ранге зама, руководящий секретариатом вице-премьера Александра Жукова, видимо, и останется в этом качестве на Краснопресненской набережной. Не исключено, что многим из оставшихся пятерых будет предложено вернуться на посты начальников департаментов, которые они занимали еще до своего назначения. Правда, и департаментов на Краснопресненской набережной станет значительно меньше. По замыслу Козака, аппарат Правительства будет сокращен на 20 процентов, а число структурных подразделений в нем уменьшено вдвое: в наследство от прежнего кабинета министров в Белом доме осталось 23 структурных подразделения, количество которых теперь сократится до 11-12. Правда, наряду с сокращением высказывались и идеи о создании, к примеру, департамента, который занимался бы межбюджетными отношениями. Подобная постановка вопроса с самого начала не понравилась министру финансов Алексею Кудрину. Но, несмотря на сопротивление своего самостоятельного министра, Михаил Фрадков был непреклонен. "Правительству надо видеть территориальный срез, - настаивал он. - Подобное подразделение должно заниматься стыковыми вопросами с регионами, чтобы видеть не только точку зрения министерств и ведомств, но и позицию регионов". Поэтому, как утверждают на Краснопресненской набережной, такая структура, видимо, все же появится, но не исключено, что не в виде департамента, а в виде некоего отдела, занимающегося региональными делами.

Впрочем, перекройку и банальное сокращение Михаил Фрадков не намерен расценивать как цель реорганизации Правительства. "Замысел в том, чтобы перенести центр тяжести с аппарата на министерства", - разъяснил он. То есть аппарат, который до недавнего времени называли "теневым кабинетом", теперь не должен подменять собой министерства. Точно так же, как и департаменты в министерствах, руководителям которых Михаил Фрадков пообещал выписать удостоверения, дабы поднять их значимость в глазах россиян, департаменты в аппарате Правительства должны будут не только формулировать задачи, перепроверять документы, поступающие из министерств, но и помогать Правительству принимать "правильные решения". Видимо, недаром премьер говорил о том, что страна должна знать директоров департаментов (так называемых топ-100) в лицо.