ДФО. Где право и как искать управу

Однако же многолетний опыт российского человека доказывает, что путь к правде и справедливости тернист. Если у нас один Бог — Конституция, то почему она не выполняется? — недоумевает обыватель, чьи конституционные права были нарушены однажды: к примеру, не отапливалась квартира целый месяц. Или не выплачивались пособия. Опытные граждане первым делом идут не в редакцию, а в суды.

В Архаринском районе Амурской области опекуны фактически получали опекунское пособие один-два раза в год, да и то после решения суда. Работниками областной прокуратуры за последние три года только в защиту прав несовершеннолетних по этим вопросам было направлено в суды области 1025 заявлений на сумму семь миллионов рублей!

Эти неувязки и стали поводом для серьезного разговора в аппарате дальневосточного полпреда. Почему, к примеру, на протяжении ряда лет в Приморье не снижается уровень таких преступлений, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, мошенничество, дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом? Почему милиционеры в Хабаровском крае ждут жилья 4-5 лет, несмотря на федеральный закон «О статусе военнослужащих»?

И зачем, если у нас так много правоохранительных структур, нужны еще уполномоченные по правам человека на территориях? С введением института уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации появился посредник между властью и обществом. Граждане получают бесплатный, постоянно действующий консультативный орган.

Например, в Амурской области сотрудники аппарата уполномоченного участвуют в судебных процессах, что способствует открытости судебной системы, сокращению сроков рассмотрения дел. Соответственно, практически прекратилось поступление жалоб от лиц, содержащихся под стражей, на нарушение сроков рассмотрения уголовных дел.

Как правило, обращения граждан содержат вопросы, решение по которым должно приниматься на региональном уровне. Это жилищные вопросы, вопросы начисления пенсий, выплаты заработной платы, жалобы на правонарушения со стороны правоохранительных органов. Накануне выборов Президента в марте в общественную приемную в Хабаровске обращались люди именно с такими заявлениями.

Прокурор Сахалинской области Юрий Денисов рассказал, как обстоит на Сахалине дело с защитой прав граждан на достойные условия жизни и как исполняется на острове законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства. За нарушение температурного режима на теплоисточниках 46 руководителей понесли административную ответственность.

Считается, что говорить о правах и свободах человека в следственном изоляторе или воинской части бессмысленно. Выездные проверки соблюдения прав человека в организациях, где возможны массовые нарушения — воинских частях и исправительных учреждениях, стали сегодня уже нормальным явлением.

Граждане жалуются на несправедливость и лично полпреду Пуликовскому. В 2003 году на его имя поступили 5624 обращения граждан, причем наибольшее число обращений приходится на Хабаровский, Приморский края и Амурскую область. На личном приеме приняты 1588 граждан.

Считается, что ядром правозащитной деятельности является суд: он главный защитник прав человека и гарант правопорядка в обществе. Но именно на работу судов идут от граждан многочисленные жалобы. «Рука руку моет», «Судья зависит от главы района» «Прокурор не хочет связываться с губернатором» — эти сигналы от граждан приходится выслушивать регулярно. Если, по Конституции, судебная власть обязана быть независимой от кого бы то ни было и прозрачной для общества, то что же не срабатывает в нашем правовом механизме?

Житель Находки В. Кузьмин обратился в прокуратуру Приморского края с жалобой о ненадлежащем расследовании уголовного дела по убийству его дочери и зятя. Лишь через десять месяцев он дождался ответа о возобновлении следствия!

— Свободы и права граждан — это высшая ценность, которая определяет смысл и содержание государственной службы, — отметил на совещании Константин Пуликовский. — Чтобы эта работа была эффективной, должна заработать система защиты прав личности, объединяющая усилия всех правозащитников — и государственных, и общественных.

По итогом работы совещания выработаны предложения, направленных на повышение эффективности правозащитной деятельности в Дальневосточном федеральном округе.