Вячеслав Рукша считает, что законопроект вряд ли вернут на доработку. Он пояснил, что вообще-то документ уже был одобрен прежним кабинетом министров. Ныне агентство "настраивает" документ под новую структуру Правительства. Вячеслав Рукша не сомневается, что депутатами он будет принят в первую очередь, поскольку он "важнее, чем законы, которые призваны формировать рынок доступного жилья": от Международного реестра судов казна получит быстрый экономический эффект.
Действительно, большая часть Российского торгового флота ныне зарегистрирована в Греции, на Кипре, Мальте, в Либерии, где уровень налогообложения составляет лишь несколько процентов от общего объема выручки. При этом строятся корабли и регистрируются тоже за границей - у нас судовладелец вынужден заплатить миллионы долларов таможенных и налоговых платежей за каждое судно: минимум 40 процентов от стоимости проекта. Вот и разбежались корабли по разным гаваням.
Глава Союза российских судовладельцев Михаил Романовский сообщил, что сегодня 196 первоклассных российских судов ходят под иностранными флагами. На их долю приходится почти 90 процентов так называемого дедвейта - общей грузоподъемности российских судов. Потому-то, те, что остались дома и перевозят крохи, - всего несколько процентов от общего объема внешнеторгового вала. Из-за этого в бюджет страны идет мало валютных поступлений. Михаил Романовский уверяет, что все изменится, когда будет принят законопроект. Он освобождает судовладельцев от уплаты налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Планируется взимать лишь плату за регистрацию, ежегодные сборы за тоннаж и взносы на обязательное пенсионное страхование членов экипажей - граждан России. "Этот закон нужен не нам, а государству, - убеждал он журналистов. - Не случайно Международный реестр приняли даже такие государства, которые трудно назвать морскими: Грузия, Монголия, Белоруссия".
Правда, эксперты настроены не столь оптимистично. Они считают, что вслед за моряками последуют требования о льготах представителей других отраслей. Скажем, авиастроителей, железнодорожников или металлургов, которые тоже сегодня пытаются возродиться. Не случайно документ, который был разработан прежним Минтрасом, почти четыре года пролежал под сукном ряда заинтересованных ведомств - Минфина, МНС, ГТК и Минтруда. Ему удалось "выбраться на свет" лишь благодаря расформированию ряда ведомств и кадровому обновлению Правительства.