Продажу лесов отсрочат

Проект Лесного кодекса, вокруг которого не стихают острые споры, вполне вероятно, будет принципиально пересмотрен. Разработчики Кодекса - МПР и Минэкономразвития - решили вывести за рамки этого документа вопрос о частной собственности на лес и посвятить ему отдельный закон. Об этом сообщил вчера руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин.

 

Что может означать такое решение? С одной стороны, вопросы собственности действительно очень сложны и своеобразны, тем более что лес - это природный ресурс. И не только природный ресурс, но еще и среда обитания. Поэтому есть логика в том, чтобы посвятить приватизации лесов отдельный закон. С другой стороны, несмотря на все сомнения и протесты общественности (в том числе научной) относительно введения частной собственности на лес, позиция рабочей группы по подготовке Кодекса всегда была однозначной: частная собственность нужна. Главный аргумент - государство крайне неэффективно хозяйствует в лесу. Валерий Рощупкин употребил даже более крепкое выражение - "безобразно хозяйствуем". Вчера он вновь привел цифры: мы заготавливаем максимум 150 миллионов кубометров древесины в год, а должны при наших запасах заготавливать 550 миллионов.

Развитие событий выглядело бы вполне мирно и без всякого подтекста, если бы не заявление премьер-министра несколько дней назад. А заявление было поистине сенсационным. Михаил Фрадков прямо сказал о том, что "не видит необходимости при наличии такой долгосрочной аренды (99 лет. - "РГ") еще и передавать леса в собственность через 15 лет", что это "не продуктивный шаг". Напомним, что проект Лесного кодекса обсуждался на заседании Правительства в марте и был тогда в целом одобрен. Никаких сомнений по поводу введения частной собственности на заседании не прозвучало. И вдруг - поворот на 180 градусов. Объясняя столь крутое изменение своей позиции, Михаил Фрадков сказал, что в момент обсуждения Кодекса на мартовском заседании он был еще "не в теме", так как с момента его назначения прошло слишком мало времени. Теперь же разобрался и считает, что нет необходимости продавать леса.

Учитывая нынешнюю позицию премьера (а возможно, не одного его), трудно отделаться от мысли, что предложение вывести вопрос о частной собственности на лес в отдельный закон возникло независимо от этой позиции. Вполне вероятно, что это мягкий способ оттянуть введение частной собственности. Пока государство и общество не "созреют".

По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Александра Белякова, проект Лесного кодекса в его сегодняшнем виде слишком революционен и принимать его не следует. Что же касается выкупа лесных участков, то позиция Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию такова: предоставлять это право не после 15 лет аренды, а после 49 лет.