Прецедент создал Пермский край, инициатива, как водится, немедленно подхвачена на местах. Уже создана (но пока не зарегистрирована избиркомом) инициативная группа по проведению референдума о вхождении Ханты-Мансийского АО в состав Тюменской области. Вплотную заговорили о слиянии Таймыра и Эвенкии с Красноярским краем (сенатор Леонид Рокецкий даже назвал возможную дату - 2005 год), Усть-Ордынского Бурятского АО с Иркутской областью, Ненецкого АО - с Архангельской (эту идею активно продвигал полпред Президента в СЗФО Илья Клебанов). Наверняка вскоре вновь будет поднят вопрос об объединении Республики Алтай с одноименным краем (зимой инициативной группе в регистрации отказали). Идею укрупнения приветствуют в Госдуме, Совете Федерации и Центризбиркоме. Но, как показывает практика, "на самом деле все несколько иначе, чем в действительности". С мест процесс укрупнения регионов видят не так, как из Москвы.
Иркутск
Референдум об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа может состояться 5 декабря 2004 года. Об этом заявил спикер Законодательного собрания (ЗС) Иркутской области Геннадий Истомин. На своей сессии в среду депутаты ЗС собираются рассмотреть предложения области по процедуре объединения, после чего
направить их Президенту РФ.
Между тем уже 28 апреля Усть-Ордынский окризбирком должен вынести свое определение о регистрации инициативной группы по проведению референдума об объединении на территории округа. Группу, которая была создана 8 апреля, возглавил Михаил Матханов, депутат Законодательного собрания Иркутской области от Усть-Орды (несмотря на "раздельное проживание" области и округа, жители последнего участвуют в выборах областного ЗС, делегируя в него двух депутатов).
Сам Матханов считает, что шансы на регистрацию его группы невелики. Дело в том, что она была создана в обход властей округа, которые, по словам депутата, "долгое время тормозили процесс объединения". Впервые вопрос о слиянии двух субъектов Федерации был поднят в 2000 году по инициативе того же Матханова. Тогда предложение получило поддержку со стороны областных властей, но было прохладно встречено руководством округа. По этой же причине не увенчалась успехом деятельность рабочей группы по объединению, создание которой было инициировано руководством Иркутской области.
- В этом нет ничего удивительного, - говорит Матханов. - Бюджет округа составляет 1,7 млрд. рублей. Это большие деньги, управление которыми позволяет нынешним окружным властям существовать спокойно. В случае объединения с областью они все это потеряют.
Высокая бюджетная обеспеченность округа всегда была для властей Усть-Орды основным аргументом против "поспешного" объединения. Окружная казна на 80 процентов формируется за счет федеральных дотаций. В результате на одного жителя УОБАО приходится вдвое больше бюджетных средств, чем на одного жителя Иркутской области. Михаил Матханов говорит, правда, что эта арифметика "лукавая": основная часть населения области занята в промышленном производстве и торговле, а в Усть-Орде бюджет кормит почти весь округ, отчего, даже несмотря на двукратное преимущество, народ бедствует, сельское хозяйство и бюджетная сфера в упадке.
Теперь, правда, и руководство Усть-Орды живо заинтересовалось процессом объединения. Произошло это после того, как в ситуацию вмешались федеральные власти. В феврале замглавы президентской администрации Владислав Сурков провел совещание, на котором присутствовали руководители обоих субъектов РФ. На этом совещании глава администрации округа Валерий Малеев впервые открыто и однозначно поддержал идею объединения. Стороны договорились в течение нескольких ближайших недель подготовить свои предложения по процедуре интеграции.
Первыми это сделали Усть-Ордынские власти. Свое участие в объединенном субъекте Федерации они решили оговорить целым рядом экономических условий, которые, по словам Валерия Малеева, позволят компенсировать потерю нынешних бюджетных привилегий автономии. В их числе - строительство и реконструкция за федеральный счет 20 социальных объектов. Кроме того, окружная администрация настаивает на увеличении районного коэффициента для жителей Усть-Орды на 10 процентов (а для северных районов округа - на 30). Наконец, сложившаяся на начало этого года бюджетная обеспеченность территорий округа должна быть, по мнению Усть-Ордынской администрации, сохранена до 2008 года.
Михаил Матханов считает, что "торг в объединительном процессе неуместен, округ и так сильно выиграет от объединения с областью". Тем временем представители окружной администрации, по сведениям из неофициальных источников, готовятся создать вторую группу по проведению референдума, чтобы перехватить инициативу у "оппозиционера" Матханова. В Иркутской области никаких инициативных групп пока не создано. Обладминистрация хочет сначала согласовать позиции с округом. Как сообщил губернатор области Борис Говорин, это в основном технические вопросы. Экономические условия с иркутской стороны, по словам спикера ЗС Геннадия Истомина, сведены к предложению о возвращении в собственность области 15,5 процента акций из 40-процентного госпакета АО "Иркутскэнерго", которые несколько лет назад были изъяты в федеральную собственность.
- Иркутская область не нуждается в дополнительных льготах на период объединения, - говорит губернатор Говорин. - Мы - мощный и самодостаточный регион. Преференции нужны Усть-Ордынской стороне, у которой действительно много проблем. В частности, им можно было бы сохранить существующий сейчас объем федеральных дотаций.
Если окончательные предложения одобрит глава государства, процессу объединения будет дан зеленый свет. В обоих субъектах Федерации необходимо будет сформировать инициативные группы по проведению референдума. В течение полумесяца избирательные комиссии решат вопрос о возможности их регистрации, после чего областное Законодательное собрание и окружная Дума в течение 20 дней должны будут дать свое согласие на регистрацию (при этом региональные парламенты в соответствии с законом обязаны проверить конституционность выносимых на референдум вопросов). Еще 40 дней уйдет на сбор подписей (инициаторы должны заручиться поддержкой как минимум 2 процентов жителей каждого из субъектов Федерации), после чего в течение 15 дней избиркомы будут проверять подписные листы, а ЗС и Дума решать вопрос о назначении даты референдумов.
Председатель избирательной комиссии Иркутской области Виктор Игнатенко говорит, что провести референдум раньше декабря вряд ли удастся. В то же время он считает полезным совместить дату его проведения с выборами в областное Законодательное собрание. Пока они намечены на начало октября, но если Государственная Дума, как ожидается, внесет поправки в Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", то выборы можно будет перенести на начало зимы и совместить их с референдумом. Оптимальная дата, по мнению Игнатенко, - 5 декабря.
Инициатор усть-ордынского референдума Михаил Матханов опасается, что столь позднее проведение плебисцита может создать новые проблемы. В ноябре истекает срок полномочий нынешнего главы администрации округа Валерия Малеева, и если он будет переизбран на новый пятилетний срок до проведения референдума, "непонятно, как можно будет решить вопрос о прекращении его полномочий в случае объединения". В области положение в этом смысле легче: срок полномочий губернатора Бориса Говорина истекает в августе 2005 года, так что следующие выборы губернатора можно будет проводить уже в объединенном субъекте Федерации.
Пока остается открытым вопрос о названии будущего субъекта Федерации. Две наиболее популярные версии - Прибайкальский край и Иркутский край. Губернатор области Борис Говорин не исключает, что для решения этой топонимической проблемы придется провести специальный соцопрос или вносить второй пункт в бюллетени для голосования на референдуме.
Михаил Мазур
Красноярск
В марте 2002 года губернатор Красноярского края Александр Лебедь уже предлагал объединить край с территориально входящими в состав Таймырским и Эвенкийским автономным округами. Довести начатое дело до конца Лебедь не смог - через месяц погиб в авиакатастрофе. Нынешний глава краевой администрации Александр Хлопонин, так же, как и его коллеги - губернаторы автономных округов, считает, что с объединением спешить не стоит.
Главы трех территорий уже выступили перед журналистами единым фронтом на совместной пресс-конференции. Александр Хлопонин дал понять, что образование единого субъекта Федерации произойдет отнюдь не скоро. По его словам, политической консолидации должна предшествовать огромная организационная работа, прежде всего в экономическом плане. И конечно, главное слово должно сказать население регионов. Судя по выступлению губернатора Эвенкии Бориса Золотарева, жители округа сейчас "к объединению не готовы". Осторожен в суждениях и глава Таймыра Олег Бударгин - по его мнению, сейчас важнее экономическая интеграция края.
Председатель Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс полагает, что процесс объединения регионов займет от трех до пяти лет. За это время специальный трехсторонний координационный совет губернаторов и межпарламентская ассамблея должны тщательно проанализировать возможные последствия такого шага. Вместе с тем необходимость объединения регионов диктуют установленные законодательством новые бюджетные правила. С 2005 года 70 процентов расходных полномочий Таймырского и Эвенкийского автономных округов должен взять на себя консолидированный бюджет края и округов. Таким образом, на Красноярский край, который является регионом-донором, федеральный центр перекладывает выплату большей части бюджетных дотаций, получаемых Таймыром и Эвенкией. С учетом географического расположения округов уровень бюджетной обеспеченности населения за счет дотаций довольно высок, и передача расходных полномочий обойдется краевому бюджету в 2-2,5 миллиарда рублей. К планированию консолидированного краевого бюджета 2005 года власти регионов планируют приступить уже в мае. Таким образом, уже сейчас создается механизм консолидации территорий с разным уровнем развития экономики.
У сторонников объединения регионов есть и другие аргументы. Все три территории имеют единую транспортную систему. В Красноярске готовятся кадры для Эвенкии и Таймыра, сюда жители округов обращаются за высококвалифицированной медицинской помощью. Наконец, предприятия, расположенные на территории автономных округов, своим производственным циклом тесно связаны с "большой землей". И тем не менее при всех доводах в пользу образования единой "Енисейской губернии" нынешние руководители регионов, похоже, пока не настроены последовать примеру Александра Лебедя и сделать первый решительный шаг.
Юрий Прокопьев