22.04.2004 01:30
    Поделиться

    Универсальная повседневность

    Из десятка достойнейших авторов - фотографов и художников, работающих с фотографией, - из нескольких выставок - исторических, про города (фотопеснь о Париже можно увидеть в Новом Манеже, Рим воспет на выставках в Доме фотографии), артистических и тематических я выбрала трех героев. Во-первых, потому что герои эти яркие, во-вторых, потому что реальное время вступило в контакт с их творчеством.

    Фарс Орлан. Эта странного вида женщина (волосы наполовину белые, на другую - черные, клоунские очки, вампирски крашенные губы и два выпуклых имплантанта над надбровными дугами) стала героиней фотобиеннале. За ней ходят толпы поклонников, на нее нацелены телекамеры. Французская художница Орлан знаменита десятилетие, с тех пор как сделала в своей мастерской первую пластическую операцию. Не ради красоты, ради искусства. Все тяжкие процедуры со своим лицом она фиксировала фотокамерой, снимки впечатляли не только слабонервных. Так она и прославилась - как мученица, автор единственного произведения - собственного лица, из природной данности превратившегося в арт-объект.

    Но бесконечно творить собой невозможно. К тому же хитрые новые технологии делают зрителей недоверчивыми - компьютер что угодно сделает достоверным. И Орлан стала изменять себя виртуально. В Доме художника она показала работу пятилетней давности, называется "Самогибридизация". К своему лицу "привила" лица африканских женщин, не реально, понятно, а на компьютере. Фотографии нового гибрида выглядят в высшей степени фантастично и очень эффектно - лицо как будто живое, но невозможное. Но как только Орлан избавилась от реальных мук творчества, так ее работы превратились из трагического произведения с туманным смыслом в понятную, но пустую забаву. Журналисты задавали ей вопросы о моде на пластические операции. Орлан отвечала банальностями.

    Жертва Ширин Нешат. Иранка Ширин Нешат - звезда мирового современного искусства. Ее видеоинсталляцию недавно демонстрировали в Эрмитаже. Ее первый фильм "Непокорная" премировали на Венецианском кинофестивале. Ее тема - самосознание современной мусульманки.

    В Доме художника показывают одну из самых известных и пленительных фотосерий Ширин Нешат "Женщины Аллаха". Прекрасные нежные лица одетых в традиционные одежды молодых иранок покрыты текстами на фарси. Изящная вязь арабского шрифта покрывает их как кружевная вуаль и делает еще таинственней и пленительней, но это плен писаных законов, путы традиции. На некоторых фотографиях у женщин появляется оружие или пара пуль на вытянутой ладошке. Но никакого отношения к шахидкам-смертницам эти красавицы не имеют, фотографии сделаны задолго до известных террористических актов. Оружие здесь - только метафора, символ мужской агрессии. Суть искусства Ширин Нешат поэтическая, а не политическая. Жестокая реальность перевернула смысл ее работ. Поэтическую рефлексию превратила в политическое обвинение, кротость героинь - в агрессию, их искренность - в коварство. Фотографии Ширин Нешат сами оказались невинной жертвой терроризма.

    Повседневность Суткуса. Литовский фотограф Антанас Суткус был одним из лучших фотографов Советского Союза. Страны уже нет, а Суткус снимает все так же, и так же хорошо, как и двадцать лет назад. Все те же черно-белые снимки поэтизируют, но не украшают обыденную жизнь, обычных людей и их кажущиеся родными лица. О такой фотографии теперь не пишут - незаметно приема, нет игры, концепции и следов новых технологий. Просто жизнь, просто очень хорошая фотография, где свет и тень предают объем, глубину и воздух повседневности.

    "Повседневность универсальна. Она никому не подчиняется", - мудрствует Суткус и продолжает снимать людей Литвы, ничем не отличающихся от людей, мирно живущих в других странах. Такие фотографии, как у Суткуса, когда-то давно были в моде, и, наверное, скоро опять в нее войдут, потому что пришло время моды на душевное здоровье и все естественное.

    Подивившись на Орлан и восхитившись Ширин Нешат, стоит спуститься с третьего этажа ЦДХ на антресоли и отдышаться у фотографий Суткуса. Когда сильных фотообразов много, они необязательно подавляют друг друга, чаще на контрасте ярче проявляют собственные достоинства.

    Поделиться