Минский театр в гостях у Большого

- Валентин Николаевич, приятно, наверное, и вам лично, и артистам труппы открывать своим спектаклем Год культуры Беларуси в России? Это ведь своего рода премьера...

- Конечно, приятно. А в следующем году мы бы хотели принять у себя в Минске артистов Большого театра Москвы. Ведь следующий год объявлен Годом культуры России в Беларуси. И мы были бы счастливы увидеть на своей сцене молодых российских звезд балета. Знаете, когда театры, да и в целом культура после распада СССР столкнулись с новыми экономическими реалиями, многие связи между театрами бывших советских республик были утеряны. Гастроли балетных трупп стали "неподъемными", неокупаемыми. Как следствие, белорусский зритель не видит и не знает новых звезд российского балета, равно как и россияне не знают ничего о наших артистах.

- 26 апреля ситуация изменится...

- И я очень рад, что у нас есть возможность устроить такую замечательную презентацию нашего театра москвичам. Особо хочу отметить тот факт, что в последние годы благодаря поддержке из союзного бюджета наши гастроли в Москве в принципе стали возможными. В последний раз, в 2001-м, мы показывали на сцене Большого спектакль с белорусским историческим сюжетом "Страсти" на музыку Андрея Мдивани. (Напомним, что за постановку балета "Страсти" в 1996 году Валентин Елизарьев был удостоен престижной международной премии "Бенуа де ла данс". - Прим. авт.) В нынешнем году мы решили везти в Москву русскую музыку. Наш выбор пал на гениальное творение Прокофьева - балет "Ромео и Джульетта". А белорусская опера 27 апреля представит оперу Мусоргского "Хованщина". Странно, но мы раньше никогда в России русских композиторов не показывали. С балетом "Ромео и Джульетта" выступали в Германии, Голландии, Китае, Норвегии, Таиланде, Японии и еще бог знает в каких странах. В Москве и России этот спектакль будет показан впервые.

- В Большом театре целых три редакции этого спектакля. Не боитесь конкуренции?

- Кстати, последнюю постановку в минувшем сезоне сделал мой ученик Раду Поклитару. Шесть лет он у меня учился...

- А потом получил всероссийскую известность, победив на Московском международном конкурсе артистов балета и хореографов, и уехал. Теперь прочно вошел в обойму лучших российских хореографов. Вам обидно терять таких учеников?

- Обидно, если вкладываешь душу в ученика. Но, знаете, многие примы белорусского балета, попытав счастья - сезон в Москве, сезон в Питере, - возвращаются в наш театр. И у Раду Поклитару, "на всякий случай", несмотря на его болгарские корни, - до сих пор гражданство белорусское. Это он пока наслаждается своей молодостью, мобильностью... Кстати, в новом сезоне мы приняли на работу танцовщицу из московского Театра имени Станиславского Екатерину Борченко, и я очень горжусь ее работой в нашем театре. Катя невероятно талантливая и трудоспособная балерина, вот кого боженька при рождении наделил талантом.

- Хотите сказать, что и у вас "легионеры" работают. И это хорошо. Но мы не договорили о конкуренции. Вот вы все время называете белорусский театр балета лучшим в Европе. А как же московский Большой?..

- Это лучший театр в мире. И конкуренции между нами нет никакой, поскольку наши посевы всходят на разных полях. Да, момент творческого соревнования всегда присутствует в театральной среде, но своих московских коллег я скорее воспринимаю друзьями, нежели конкурентами. Ведь все мы воспитанники одной школы, одной системы.

Вместе обучались по системе Вагановой в одноименном училище, ныне Академии российского балета. Поэтому я и мои московские коллеги исповедуем очень близкие ценности: моральные, интеллектуальные и творческие. Наши дружеские, я бы сказал, даже братские отношения, несмотря на экономические трудности, никогда не прерывались. Посмотрите, какая у меня самого судьба странная: родился в Баку, обучался в Питере (кроме Вагановского, я еще окончил Санкт-Петербургскую консерваторию). Но как хореограф я сформировался, конечно, в Беларуси, в Минске. И, кстати, здесь же, в белорусском театре балета, до меня и вместе со мной работали легендарные звезды российской балетной школы: Ермолаев, Вайнонен, Лопухов, Григорович, Виноградов, Майоров, дай бог памяти, кто еще? Уланова и Плисецкая танцевали на нашей сцене. Теперь вот с новыми примами Большого театра обсуждаем условия их гастролей в Минске.

- Еще в прошлом сезоне говорили, что Николай Цискаридзе дал принципиальное согласие на гастроли в Минске. Однако белорусский зритель до сих пор ждет...

- Это связано с его большой занятостью. Мы созванивались недавно, гастрольные планы остаются в силе. Вот в понедельник дадим в Москве спектакль, повидаюсь со всеми коллегами, там и обсудим перспективы сотрудничества. Так в этом году удачно совпало: на следующий день после нашего спектакля на основной сцене Большого театра пройдет торжественная церемония вручения приза "Бенуа де ла данс". На ней будут присутствовать не только мои друзья из России, но и коллеги со всех уголков мира.

- Хорошо бы они на денек раньше приехали, чтобы посмотреть в Москве ваш удивительно яркий, зрелищный балет "Ромео и Джульетта".

- Уверен, так и будет.