Формы протеста столь же разнообразны, как и все в нашей стране: от политического "Аншлага" на Алтае до тихого саботажа муниципальных выборов в малых городах и селах. Но все рекорды побил скромный ульяновский одномандатный округ N 181. Здесь уже дважды не удалось выбрать депутата Госдумы - большинство хронически подают голос против всех. Следующие выборы - в декабре. Прогноз пессимистический.
Про Алтай не высказался только ленивый. А вот Ульяновск остался практически незамеченным. Между тем есть подозрение, что пример этого округа с его 572 тысячами голосующих вполне может стать для других регионов наукой - именно в силу своей "типичности". Чтобы проверить догадки, корреспондент "РГ" отправился в мятежно-безмятежный Ульяновск в командировку.
Заря капитализма
В День дурака местная "желтая" пресса подшутила над первым вице-губернатором Ульяновской области Шкановым - его назвали отцом дочери популярной певицы Лолиты Милявской. С губернатором Владимиром Шамановым журналисты были поосторожнее: всего лишь объявили, что вместо храма в центре города (любимый проект губернатора) местные архитекторы уже возвели памятник самому генералу. "Отцы области" на юмористов в суд подавать не стали. Шаманов несколько исков уже выиграл, а последнего журналиста-обидчика простил. Понимает: до Ульяновска любая мода доходит с опозданием. По всей России над высокопоставленными чиновниками уже шутить перестали - не смешно, скорее грустно. А ульяновцы только-только вошли во вкус.
Ульяновск вообще - уходящая натура. Еще пять лет назад, по уверениям местных жителей, здесь был оазис "социализма с человеческим лицом": яркий образец позднего брежневского застоя с поправкой на "Сникерсы", китайский ширпотреб и другие атрибуты рыночной экспансии.
В остальном же город казался "призраком коммунизма": немногочисленные магазины, работающие строго до шести или восьми вечера, скудное освещение на улицах, минимум цивилизованных зрелищ для населения и хлеб по полтора рубля за буханку - для него же. Наступлению рынка в первую очередь противился прежний губернатор области Юрий Горячев. Став первым секретарем Ульяновского РК КПСС еще в 1973 году, он с тех пор не расставался с властью и не поступался принципами. Горячев уже четыре года не у дел, но забыть о нем никак не удается. Почти во всех бедах региона - многомиллиардных долгах, отсутствии инвестиций, стагнирующем производстве, запущенном ЖКХ, отсутствии малого и среднего бизнеса как классов - нынешние власти винят предшественников.
В 2000 году губернатором Ульяновской области стал генерал Владимир Шаманов, Герой России, бывший командующий объединенной группировкой войск "Запад" в Чечне. Среди прочих громких предвыборных заявлений он обещал ввести область в рынок, чтобы по крайней мере подтянуться до уровня соседней Самарской области. Шаманов в первом же туре набрал в два раза больше голосов, чем Горячев. Знакомый российский парадокс: жесткий, порой даже жестокий полководец Шаманов прослыл в области последовательным либералом. Новый руководитель разрешил бизнесменам не ходить в обладминистрацию за разрешениями на открытие коммерческих ларьков и вообще позволил делать все, что не запрещено законом. Результаты объявленного курса проявились быстро: в городе начала развиваться торговля и индустрия развлечений - открылись новые магазины, супермаркеты, казино, кафе и рестораны. Новшества пришлись по вкусу не всем, но недовольные остались в явном меньшинстве. Экономика области в целом если и не демонстрирует сейчас стремительного подъема, то по крайней мере перестала стремительно падать.
При этом область подает пример активной политической жизни: у губернатора есть реальная оппозиция в лице теперь уже депутата местного Законодательного собрания Юрия Горячева и его сторонников. Благодаря этому принятие областного бюджета всегда проходит со скандалом, который описывает в красках местная пресса. Не сложились у Шаманова отношения и с мэром Ульяновска Павлом Романенко - бывшим оперативным сотрудником ФСБ. Яростный спор идет, например, о реформе ЖКХ и тарифной политике. В администрации не скрывают своего отношения к мэру, называя его "несостоятельным" как управленца. Мэр отвечает взаимностью. Одновременно с этим бурлит и партийная жизнь: СПС, Яблоко, "Единая Россия", близкий по взглядам к ЛДПР избирательный блок "За Фролыча", то есть за Ю.Ф. Горячева. Формально налицо весь партийный спектр, страсти кипят. Реально - гражданам все политики безразличны одинаково. Снова парадокс?
Таких не берут в депутаты
О двух проваленных кампаниях и о кандидатах в депутаты председатель окружной избирательной комиссии Николай Сергеев рассказывает с болью: "после всего" у него случился инфаркт.
- Демократия сыграла с нами злую шутку, - говорит Сергеев. - Во власть идут все кому не лень. Такое ощущение, что некоторые просто гуляют по улице, проходят мимо избиркома и просто так, от нечего делать, идут регистрироваться. Беседуешь лично с каждым, объясняешь нелепость их притязаний, но у большинства необоснованные амбиции перевешивают здравый смысл.
Борьбу за уменьшение количества и улучшение качества окружной избирком ведет нешуточную. В последний раз отказ в регистрации получили шесть кандидатов, в том числе пламенная интернационалистка Сажи Умалатова. Двое "отказников" все-таки отстояли в суде свое право быть избранными. Но, несмотря на строжайшую проверку подписей и иные предусмотренные законом контрмеры, 7 декабря в бюллетене значилось четырнадцать фамилий, а 14 марта - двенадцать, причем шесть кандидатов участвовали в обеих попытках войти во власть. Результат для всех оказался плачевным - в декабре "против всех" проголосовали 19,3 процента избирателей, в марте - 21,4 процента. Лучший показатель реального кандидата едва превысил 13 процентов - "повезло" Юрию Горячеву.
- А чему удивляться?! Ну не могут люди отдать свой голос тому, кто три месяца назад набрал семь процентов и не сделал никаких выводов из проигрыша, - говорит Сергей Николаев. Внятной программы действий, по его мнению, не было ни у одного из соискателей депутатского мандата.
- Скажем, кандидат Сергей Серюбин, редактор общероссийской газеты "Православный Симбирск". Сутяжник. Рядом со своей подписью всегда ставил крест, а вместе с ксерокопией паспорта сдал в окружком и ксерокопию иконы, - вспоминает о нравах кандидатов Николаев. - Вот у него была идея: всех, которые неправославные, - вон из области. Набрал три процента.
У некоторых не оказалось даже таких идей. Зачем подался в депутаты некий Павел Зверев - 1981 года рождения, обладатель среднего образования, женатый, бездетный, не имеющий никакого декларируемого имущества, с доходом 1064 рубля - похоже, осталось загадкой даже для него самого.
Впрочем, в качестве депутатов предлагали себя ульяновцам не столько маргиналы, сколько люди вполне серьезные: благообразного вида мужчины за сорок, с военным или руководящим прошлым и настоящим, образцовые семьянины, удачливые бизнесмены, главы предприятий и партийные функционеры. Почти за всеми кто-то стоял: партия ли, партнеры по бизнесу, губернатор или его оппозиция. В обоих выборах с очень неплохим результатом участвовала женщина - главврач детской поликлиники Галина Федорова. Соперники говорили, что она - креатура мэра Романенко, и обвиняли в использовании административного ресурса. Но так или иначе ни деньги, ни административный ресурс, ни виртуальная поддержка "из центра" не дали результата. То ли успешные люди сегодня не в моде, то ли "правильная" внешность и стерильно-грамотные слова уже не трогают даже поклонниц знойных сериалов.
Мементо мори
Анализом причин двойного срыва выборов депутатов в области теперь занимаются все. Взаимодополняющих версий много: отсутствие гражданского общества - сильных партий, отсутствие достойных кандидатов и хитрость самого электората.
Что касается хитрости, то один местный чиновник рассуждает так:
- Люди знают по прошлому, что перед выборами власть работает образцово-показательно - отопление чинится, электричество не отключается, продукты дешевеют. Вот жители и продлевают этот процесс как могут.
Пенсионер Олег Казаров видит причину срыва выборов во внутрипартийных раздорах и противостоянии властей. Казаров - личность в городе известная: коммунист, бывший народный депутат РСФСР, бывший член Верховного Совета РСФСР, депутат второй Госдумы, бывший ректор Ульяновского политехнического института и председатель областного филиала Сбербанка. Известен как человек принципиальный и очень гордится тем, что еще в 1974 году написал Брежневу аналитическую записку о необходимости реформы товарно-денежных отношений в стране, проще говоря, о рынке. Говорит, что если бы не то письмо, его партийная и государственная карьера была бы куда успешнее. Сейчас работает советником Шаманова на общественных началах, за что подвергается обструкции со стороны соратников по партии. Снял свою кандидатуру с выборов депутатов 7 декабря - говорит, что "посмотрел на тех, кто идет во власть, посчитал их и не стал участвовать в этом шоу".
По его мнению, если бы коммунисты или "Единая Россия" выставляли одного согласованного кандидата, а не растрачивали бы ресурс на поддержку нескольких, кандидат "против всех" не имел бы такого оглушительного успеха. Голоса, по его мнению, просто "растянули". Выборы свелись к противостоянию мэра и губернатора, а также губернатора и его предшественника. А проиграли все.
В офисе ульяновской "Единой России" тоже идет разбор полетов. Офис находится в центре, в столетнем двухэтажном особняке. В приемной молодого главы городской организации секретарши штампуют пропуска участников партийной конференции.
- Люди решили выразить свой протест - это основная причина, - так объясняет неудачу кандидата партии Геннадия Савинова председатель регионального отделения "Единой России" Александр Фролов.
Почему ульяновцы не отдали свои голоса полномочному представителю Ульяновской области по связям с администрацией Президента, Фролов убедительно объяснить не смог. Но уверил, что работа над ошибками идет, новые кандидатуры определяются, чтобы потом из них выбрать одного лучшего. И апатии к политике у народа, по его словам, нет.
- Вот, к примеру, после принятия бюджета поехали по районам. Люди подходят, спрашивают: "Бюджет приняли?". Приняли, говорим. Отвечают: "Слава богу!".
В ходе предвыборной кампании ульяновское "ЕдРо" основную ставку сделало на антиолигархическую риторику. Скажем, соперники от СПС, как один бизнесмены, скопом были записаны в "местные олигархи". Никого из местных политтехнологов не волновало, что в Ульяновске, где нет хороших дорог и богатых иномарок (действительно нет - "Запорожцу" въехать не в кого!), разговор о природной ренте и олигархах не совсем уместен. Да и словосочетание "местный олигарх" звучит так же нелепо, как и "мини-супермаркет".
Что касается политической рекламы, то Ульяновск просто-таки девственное место. По дорогам до сих пор стоят биллборды с рекламой кандидата в депутаты Игоря Игина, гендиректора завода "Авиастар". Черно-зеленый фон, который, по-видимому, должен был ассоциироваться с волжскими омутами, плавно переходит в грязно-желтый (волжский же, надо думать, песок). Там, где желтое, стоит сам гендиректор авиазавода с очень задумчивым выражением лица. Сверху лозунг: "Время идет". Выражение лица кандидата, цвет плаката и это "Время идет" вызывают мысли о скоротечности жизни, неминуемости смерти и бренности всего сущего - mеmento mori.
Действительно, до выборов ли, когда все - суета сует.