Кино будет

Попытка депутата Валерия Гальченко ограничить показ иностранных фильмов оказалась безуспешной. На законотворчество, непосредственно касающееся "важнейшего из искусств", Гальченко вдохновили избиратели. Им надоело "засилье низкопробного западного, в первую очередь американского кино, пропагандирующего секс и насилие". Гальченко пробовал своих избирателей переубедить: "Есть ведь и хорошее кино в той же Америке". И в качестве примера приводил похождения Рэмбо. Но тут же вместе с избирателями понимал, что Рэмбо - это не наш герой, гордится он не российским, а американским флагом, пробуждает у кинозрителей любовь не к нашей, а к американской стране. И оттого в наших умах и душах, особенно в умах и душах российской молодежи происходит ценностная дезориентация: "Люди не понимают, в какой стране живут". Мы-то все, вспоминает Гальченко, "вышли из советской власти, как из гоголевской шинели". А нынешние американцы - "творение Голливуда и американской мечты", позволяющей даже самому обычному гражданину США надеяться, что он может стать президентом. А теперь, беспокоится Гальченко, американская мечта насаждается у нас. Не в том смысле, что все россияне с пеленок стремятся в президенты. А в том, что, насмотревшись американских фильмов, которых в нашем кинопрокате почти девяносто процентов, теряют самосознание и считают, что им все позволено. В поисках утраченного самосознания Гальченко предлагал организовать кинопрокат на паритетной основе - половина отечественных фильмов и половина иностранных. Введение подобных квот депутат считает мерой вполне рыночной: мы ведь защищаем законодательно отечественного производителя в сельском хозяйстве и в других отраслях, чем кинематографисты хуже?

Кинематографисты у нас в целом неплохие, хотя, к сожалению, заметил Николай Леонов (фракция "Родина"), вынуждены приспосабливаться. И делать убогие фильмы, равняясь на Запад. Но отечественных фильмов не хватит, чтобы заполнить половину кинопроката, забеспокоились оппоненты Гальченко. Будут больше показывать, будут больше и снимать, ответил он. "Надо когда-то начинать, иначе никогда мы из порочного круга не выйдем".

Заграница нас осудит и устроит бойкот нашему кино, не унимались противники законодательной инициативы Гальченко и избирателей. "Не надо бояться собственной тени", - посоветовал коллегам депутат. "У нас так много хороших старых советских фильмов, которые все любят, давайте их показывать", - предложила коммунист Тамара Плетнева.

"Во всех республиках бывшего Советского Союза показывали правильные с точки зрения пролетарского интернационализма фильмы, однако это не помешало Союзу распасться", - возразил ей полномочный представитель Правительства в Госдуме Андрей Логинов и сослался на авторитет Ленина, который хотя и высоко ценил кино, но ни о каких квотах на показ иностранных фильмов не говорил.

Несмотря на то, что почти все участники дискуссии выражали беспокойство по поводу репертуара наших кинотеатров и телевизионных кинопрограмм, а председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин увидел в этом угрозу национальной безопасности, законопроект Валерия Гальченко в первом чтении поддержали только 106 депутатов (для принятия требуется 226 голосов). Зато Дума приняла вчера во втором чтении поправки в Закон "Об авторском праве и смежных правах", повышающие уровень охраны прав отечественных и зарубежных авторов и правообладателей.

Законопроект продлевает действие авторского права в пользу родственников с 50 до 70 лет, вводит нормы интернет-права и другие международные нормы, которые особенно важны в связи с намерением России вступить в ВТО. Правда, депутатам некоторые новые требования закона показались слишком жесткими. А не замолчат ли тогда наши радиостанции, заволновались они, ведь то, что они транслируют, - это в основном контрафактная продукция, проще говоря, взятая у авторов "без спросу"? Но защищать нечестных проводников искусства в массы никто не стал.