22.04.2004 00:55
    Поделиться

    Феникс Лени Рифеншталь

    Актриса, танцовщица, продюсер, режиссер, фотохудожник - во всех областях эта удивительная женщина добивалась феноменальных успехов, за что потом горько расплачивалась. По легенде, она была соратницей и любовницей Гитлера, она это опровергла через суд, выиграла 50 исков. Правда, на долгие годы ей запретили заниматься кино. Тогда она уехала в Африку и делала фильмы о жизни племен, занималась подводными съемками. О ее кредо - несмотря ни на что, жить полной жизнью, мы говорим с организатором выставки Натальей Рюриковой.

    - Что вас удивляло в этой женщине?

    - Она как Феникс умела возрождаться, в столетнем возрасте была здравомыслящей, яркой, красивой и работоспособной, с аквалангом и подводной камерой снимала фильм о морских глубинах! Она считала себя виновной лишь в том, что работала при Третьем рейхе, что молодую красавицу, талантливого режиссера и умного собеседника обожали в руководстве рейха. Повторять слухи о том, что она была любовницей Гитлера, не хочу: просто напомню, что сегодня мы часто читаем мемуары наших актрис, то и дело вспоминавших о своих отношениях со Сталиным, и это почему-то нас не коробит. Сама Лени писала позже: "Если считать, что любой художник ответствен за то, в каких целях использовались его произведения, то как мы должны судить авторов, живших при Сталине? Эйзенштейна или Пудовкина, например?"

    - Она была счастливой женщиной?

    - Последние тридцать лет, когда ее спутником стал Хорст Кеттнер, - да. Они познакомились, когда Лени уехала в Африку снимать фильмы о нубийских племенах. Хорст стал ее спутником, опорой в жизни. Это была любовь, хотя Хорст был моложе на сорок лет. А вообще с мужчинами ей было непросто. Сначала отказалась венчаться со своим другом-теннисистом. Потом не захотела уехать в Голливуд с режиссером Джозефом фон Штенбергом, который ей говорил: "Я вылепил блистательную звезду из Марлен Дитрих и сделаю для вас то же самое". Они с Дитрих работали вместе в фильме "Голубой ангел", Марлен ревновала. Лени напишет, что они были антиподами: Марлен создавала легенду о себе, Лени свою жизнь сделала легендой.

    - Она уехала в Африку, прочитав роман Хемингуэя?

    - Не только поэтому. Просто хотела работать, чего ей не давали делать на родине. Правда, с фильмами об Африке ей не везло: пленки засвечивались, разорялись кинокомпании. Но о работе Лени мир все же узнал, когда в журналах опубликовали ее фото о культовых обрядах и жизни племен масакинов, нуба-кау, масаи и шиллуков. Власти Судана сделали ее почетным гражданином страны. Сама Лени потом скажет о своей жизни и съемках нубийцев так: "Они двигались, как в рапиде, освещенные солнцем. Я смотрела на черные лица в обрамлении белых тканей, на высокие, будто оторванные от земли тела... Мне открылся мир красоты, экзотики и свободы. Нубийцы казались мне самыми счастливыми людьми из всех, кого создал Господь".

    Поделиться