Это тем более важно в условиях, когда граница Евросоюза с 1 мая передвигается к Бресту. Необходимо сделать все, чтобы обеспечить максимально комфортное пересечение границы людьми и транспортом по европейским и мировым стандартам. Незадолго до открытия "Варшавского моста" Постоянным Комитетом Союзного государства была проведена проверка хода реализации совместной российско-белорусской программы по обустройству объектов таможенной инфраструктуры в целом. Мы попросили рассказать о ее результатах руководителя группы проверяющих Александра Моисеенко, который в течение четырех лет занимал должность начальника Департамента экономики Постоянного Комитета, а с апреля 2004 года является начальником Департамента экономики отраслей топливно-энергетического комплекса, химической, микробиологической, фармацевтической промышленности и балансов топливно-энергетических ресурсов Министерства экономики Республики Беларусь.
- На границе Республики Беларусь в настоящее время насчитывается 47 пунктов пропуска и пунктов уведомлений, в том числе с Польшей, Украиной Литвой и Латвией - 32 пункта, - сказал А. Моисеенко. - Многие из них устарели, некоторые не могут обеспечить обработку возрастающего из года в год товаропотока. В целях строительства и реконструкции пунктов пропуска на основных автодорожных транспортных магистралях, пересекающих белорусский участок внешней границы Союзного государства, Таможенным комитетом Союзного государства была разработана и с 1997 года реализуется Программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь.
В рамках программы осуществляется строительство и реконструкция 8 пограничных пунктов пропуска: белорусско-литовская граница - пункт таможенного оформления "Каменный Лог"; белорусско-польская граница - пункты "Брузги", "Берестовица", "Козловичи", "Варшавский мост"; белорусско-украинская граница - пункты "Мокраны", "Новая Гута", "Новая Рудня". За период 1997-2001 годов на реализацию Программы было перечислено из бюджета Союза Беларуси и России (союзного государства) около 567 миллионов российских рублей. В связи с необходимостью завершения реконструкции таможенных пунктов пропуска в рамках этой Программы постановлением Совета Министров Союзного государства была утверждена Программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь на период 2002 - 2004 годов, которая предусматривает развитие всех элементов инфраструктуры и определяет необходимые капиталовложения, источники финансирования и конкретные сроки строительства и реконструкции объектов, пропуск грузов и пассажиропотоков через границу Республики Беларусь на автомобильном транспорте. Финансирование мероприятий программы осуществляется из бюджета Союзного государства. На эти цели запланированы ассигнования на общую сумму 807,9 миллиона рублей.
- И каковы же основные итоги реализации этой программы? - адресуем этот вопрос А. Моисеенко.
- Итогом реализации программы стало введение в эксплуатацию в полном объеме международных пунктов пропуска: "Каменный Лог" - на белорусско-литовской границе. Пропускная способность пункта пропуска возросла с 1130 автомобилей в сутки до 2060 автомобилей в сутки (в том числе 1000 легковых, 1000 грузовых, 60 автобусов). "Новая Гута" - на белорусско-украинской границе. Пропускная способность пункта пропуска увеличилась с 1165 автомобилей в сутки до 1640 автомобилей в сутки (в том числе 1400 легковых, 200 грузовых, 40 автобусов). "Козловичи" - на белорусско-польской границе. Рост пропускной способности пункта пропуска составил с 970 автомобилей в сутки до 2000 грузовых автомобилей в сутки.
Кроме того, на реконструируемых пунктах пропуска введены в эксплуатацию пусковые комплексы: "Брузги" (склад задержанных грузов, здание службы эксплуатации, инженерные сооружения и сети и очистные сооружения); "Берестовица" (пристройка котельной; административное здание служб контроля и оформления грузового автотранспорта, бокс углубленного досмотра, склады с навесами и площадки для стоянки автомобилей). "Мокраны" (разработано и утверждено обоснование инвестиций (ТЭО) реконструкции пункта пропуска "Мокраны" и начато выполнение проектных работ). В рамках запланированных программных мероприятий был сдан в эксплуатацию пусковой комплекс объекта "Комплексное обустройство ППТО "Варшавский мост" и введен в эксплуатацию пусковой комплекс ППТО "Брузги". Построены административные и служебные здания, произведено благоустройство.
В связи с ожидаемым увеличением транспортных потоков и уточнением прогнозных показателей по их росту на период до 2015 года, а также в соответствии с пропускной способностью существующих пунктов пропуска Бобровники и Кузница Белостокская на польской стороне Республика Беларусь откорректировала проектно-сметную документацию, в результате чего увеличена проектная пропускная способность на пунктах пропуска "Берестовица" и "Брузги" на белорусско-польской границе. В настоящее время ГТК Беларуси и России проводится работа по согласованию проектно-сметной документации по пограничному пункту таможенного оформления "Новая Рудня". Ввод пункта в эксплуатацию намечен на 2005 год.
Проведенная проверка подтвердила, что все средства, выделяемые на реализацию мероприятий программы, расходуются по целевому назначению. На западной границе строятся современные таможенные пункты пропуска, не уступающие по своему внешнему виду и комфортности аналогичным пунктам, построенным Европейским союзом, несмотря на то, что стоимость работ почти в десять раз дешевле. Очередей на таможенной границе мы не заметили. Побеседовав с перевозчиками на пункте таможенного оформления "Брузги", было отрадно услышать добрые слова в адрес и таможенных служб Беларуси и России, и Постоянного Комитета Союзного государства за новые таможенные комплексы, позволяющие избежать очередей и значительно повысить комфорт. В ходе реализации всех намеченных программой мероприятий ожидается повышение эффективности регулирования товарообмена в пределах единой экономической территории двух стран, улучшение качества производства таможенных процедур и работы таможенных и других органов государственного контроля в соответствии с современными требованиями, принятыми в сфере международной торговли, а также это позволит увеличить пропускную способность пунктов таможенного пропуска (оформления) грузов на западной границе Союзного государства в 2 раза.
И еще, отметил в заключение А. Моисеенко, наш путь из Бреста в Гродно лежал через Беловежскую пущу, которая является старейшим лесом Европы. И было отрадно сознавать, что этот уникальный природный комплекс надежно охраняется. Строительство комплексов пунктов пропуска является также и одним из мероприятий по сохранению уникальной природы заповедника.