23.04.2004 17:03
    Поделиться

    Краснодар. После Дали

    Сегодня в Краевом выставочном зале открылась экспозиция, посвященная 100-летию самого знаменитого сюрреалиста. Когда двадцатому веку было чуть за двадцать - явился он, тоже двадцатилетний, тот, кому суждено было стать одним из самых ярких символов этого бурного столетия. Гениальный, экстравагантный, эпатажный, никем с тех пор не превзойденный изобретатель "параноидально-критического метода" в изобразительном искусстве. Человек, заявивший: "Сюрреализм - это я".

    Великий испанский живописец и мистификатор Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года. Весь мир готовится отмечать его юбилей. Краснодарские коллеги и последователи мэтра, впервые собравшись вместе, представили публике образцы кубанского сюрреализма.

    Участников выставки всего четверо: Геннадий Приведенцев, Михаил Смаглюк, Владимир Суевалов и Равиль Сафиханов... И не потому очень узок их круг, что кубанская жизнь так уж мало сюрреалистична. Просто способ оценивать ее с точки зрения подсознания далек от местной традиции. Да и есть ли смысл заниматься этим после Дали, который одновременно и заложил основы, и стал вершиной, эталоном и абсолютом? Впрочем, последователи считают: смысл есть, ибо путь интересен сам по себе. Но интерес у каждого свой.

    Самый известный и последовательный сюрреалист Краснодара - Геннадий Приведенцев. Излюбленный сюрреалистический прием - удвоение образа. К примеру, "Времясшиватель" - швейная машинка, она же конь, скачет, сшивая ткань времен, а вместо катушки с нитками - огрызок яблока... "Это очень интересная игра: что на что похоже? - объясняет Геннадий. - Не каждый может в нее играть. Поэтому нас так мало..."

    Михаил Смаглюк известен в крае как замечательный ювелир. Однако есть у него изделия и в ином роде. Искусствоведы назвали бы их "перфоманс", "инсталляции", "коллажи", "ассамбляж" или как-то еще, но сам художник предпочитает называть их "мульки". Михаил находит какие-то ненужные предметы или их останки и соединяет их в нечто новое и  осмысленное. Если удается найти связующий ход, получается либо философская вещь, либо... очень смешная. Конечно, все это задевает лишь тех людей, которые умеют абстрактно мыслить... Тогда дощечка из спила старого дерева, испещренного кольцами лет, и заурядная щепочка, прибитая гвоздиком к его середине, превращаются в символ Времени. А подвязанный на пружинке мешочек с двумя перышками (дернешь - взлетает) - в глубокомысленный символ Денег ("Как пришли, так и ушли")...

    "Сюрреализм берет начало в фольклоре, - полагает Владимир Суевалов. - Любая сказка сюрреалистична, потому что в ней есть сверхъестественное. Разве кентавры, фавны, сфинксы или Медуза-Горгона не классические примеры удвоения образа?.." Он - за сюрреализм "с человеческим лицом" - с волшебством, но без ужаса ночных кошмаров.

    Самый молодой в компании, "экстремальный ученик" Равиль Сафиханов - поборник откровений свободных ассоциаций и фрейдизма. "Не стесняюсь своего сумасшествия - вот что такое сюрреализм", - говорит он.

    Вспомним манифест Сальвадора Дали: "Декларация независимости воображения и прав человека на собственное сумасшествие".

    Что ж, выставка, посвященная юбилею мэтра, покажет, насколько наши художники свободны в своих фантазиях и как далеко умеют зайти в своих грезах...

    Поделиться