Нелегалы заселяют Юг России

…Сегодня Резо Габелия привез откуда-то живого черного барана.

— На нашей улице сроду никто не видел такого дива, разве что в зоопарке, — говорит его соседка Анна Пономарева.

Резо и его жена Гонда объяснили, что барана везли издалека — специально, чтобы отогнать от семьи неудачу. По поверью, только кровь черного барана может помочь, если год за годом не получается устроить жизнь, обрести достаток и благополучие.

Гонда — абхазка, Резо — грузин. Сегодня этой паре нет места ни в Грузии, ни в Абхазии. И как всегда бывает в таких случаях, их приняла в свою большую семью Россия. Однако, образно говоря, войти в дом через дверь они не захотели, предпочли въехать на территорию нашей страны, обойдя формальности.

Целыми днями супруги Габелия стоят на базаре — торгуют зеленью. Вечерами все вместе вяжут пучки петрушки и кинзы. Семья работящая, ни минуты не проводят без дела. Но если по базару проходит слушок о надвигающейся проверке документов, отсиживаются дома. А значит, теряют рабочие дни, да и просто живут в постоянном страхе.

— Какая легализация?! — восклицает Резо. — Как только попадусь милиционеру, депортация нам будет, а не легализация. Посадят в поезд и отправят в Грузию, а нам туда пока нельзя.

— Не знаю, поможет ли этой семье черный баран, — говорит главный специалист отдела трудоустройства департамента занятости населения по Ростовской области Людмила Суркова.

— Я бы посоветовала им и всем таким же, как они, все-таки легализовать свое пребывание в России. Конечно, придется платить налоги, но это приемлемая цена за спокойствие, да и теряют они сейчас больше, постоянно прячась от проверок.

Законных переселенцев пока очень мало

Решение о выдаче разрешения на работу приезжим принимается только после заключения службы занятости о целесообразности их привлечения.

Квота на трудоустройство мигрантов не выбирается и на половину.

— Когда наши специалисты готовят свое заключение, они учитывают многие факторы: прогноз ожидаемого высвобождения работников, демографическую ситуацию, уровень напряженности на региональном рынке труда, — поясняет Суркова. — Конечно, в первую очередь мы пытаемся трудоустроить своих безработных. За первый квартал этого года к нам обратилось около 70 фирм, которые решили пригласить иностранцев. Отказано было семи организациям. Например, одна из фирм возжелала видеть в числе своих работников лифтера непременно из-за границы, а другая фирма — 26 землекопов из Молдовы. Для того, чтобы подобрать местных специалистов на рабочие места, на которые претендовали иностранцы, мы устраиваем "ярмарку вакансий", даем объявления в СМИ и предлагаем руководителям фирм выбрать себе работников из нашей базы данных. Большинство организаций получили разрешение. Например, колледжи, которым нужны носители языка, и крупные фирмы, нуждающиеся в зарубежных специалистах руководящего звена. В течение двух лет наш департамент устанавливает квоту. 3200 человек в год могут приехать в Ростовскую область в целях заработка. К сожалению, эта квота не выбирается даже наполовину. Не хотят легализовать своих работников маленькие швейные фабрики, на которых работают китайцы или вьетнамцы, то же самое с армией реализаторов на наших рынках. А ведь именно на них мы рассчитываем, определяя ежегодную квоту. Не видно особых изменений в лучшую сторону и в первом квартале этого года. Надеемся, что работодатели поймут — гораздо выгоднее работать в рамках закона, чем постоянно рисковать своим бизнесом.

Нелегалов выдворяют сотнями

Пока мигранты раздумывают — пройти легализацию или нет, сотрудники ГУВД Ростовской области проводят спецоперации по их выявлению.

— Высылка нелегалов начинает становиться для силовых структур рутинной работой, — сказал начальник ГУВД Ростовской области генерал Белозеров, — однако говорить о том, что проблема снята, пока не приходится. Только за первый квартал этого года административному взысканию подвержено более трех тысяч нарушителей. 112 иностранцев по решению суда будут выдворены. Министерство внутренних дел выделило 200 тысяч рублей на решение этих проблем, других официальных источников средств мы не имеем. Выдворяем из страны за счет работодателей, пригласивших к себе нелегалов, за счет существующих у нас в области диаспор. Провинившихся руководителей фирм мы наказываем — это штрафы порядка 50 минимальных окладов.

Между тем, в семье Габелия пока ограничились усекновением главы ни в чем не повинного барашка и созвали соседей на чанахи. Аромат пряного варева разносился по окрестностям вместе с песнями, которыми сопровождается застолье, что в России, что в Грузии, что в Абхазии. Нестройный хор допоздна выводил про удалого Хасбулата, Сулико и молодого казака, что гуляет по Дону.

Когда завтра Гонда пойдет на базар продавать петрушку, при виде милиционера она снова будет вынуждена прятаться под прилавок вместе со своим нехитрым товаром. А стоит ли?

тем временем

Нелегальная миграция для Кабардино-Балкарии приняла угрожающие размеры. Плотность зарегистрированного населения здесь составляет более 72 человек на кв. км, что в восемь раз выше, чем в среднем по России. В глазах общественного мнения именно мигранты, в том числе внутриперемещенные лица из Чечни, являются главными виновниками обострения криминогенной ситуации.

По предварительным оценкам, выдворение одного вьетнамца из Нальчика обойдется в 800 долларов. Вьетнамцы заявляют, что таких денег у них нет, работодатель тоже не в состоянии заплатить.

Весна и осень — пики наплыва мигрантов и головная боль астраханской милиции. К тем, что с миграционными картами и билетами, у транспортной милиции претензий нет: не воруют, не хулиганят, к правоохранительным органам относятся с почтительным трепетом. Впрочем, не все прибывают в нашу страну в поисках работы. Есть те, что везут с собой наркотики или контрабанду: душанбинский поезд не случайно окрестили героиновым.

В Волгограде в течение одного дня в ходе операции "Нелегальный мигрант" задержали на рынке Ворошиловского района города 18 торговцев-нелегалов. Но областная миграционная служба не в состоянии их департировать — в управлении просто нет на это денег.

Кстати

Телефон "горячей линии" департамента занятости населения по Ростовской области 8(863) 44-22-57. Вам ответит Людмила Георгиевна Суркова — главный специалист отдела трудоустройства и специальных программ занятости.