Работа лечит
Сколько Александра Федоровна себя помнит, всегда работала, как говорится, без перерывов и выходных. Вплоть до самой пенсии в школе - учительницей младших классов, математики, завучем. Потом, когда вместе с мужем они решили перебраться из Белой Калитвы в Ростов, поближе к детям, - вахтером на комбайностроительном заводе. Вечно была ударницей общественного труда, массовиком-затейником.
Именно работа, говорит Александра Селезнева, не раз помогала ей пережить тяжелые невзгоды - смерть мужа и дочери, собственную болезнь.
В конце 1990-х годов на руках Селезневой оказалось двое внуков, которым необходимо было дать хорошее образование, путевку в жизнь. К тому же третий внук (от сына) Родион в ту пору решил поступать в Суриковский институт в Москве. Нужны были деньги. Много денег. Селезнева, не раздумывая, продала свою квартиру и переехала жить к сыну.
- Но я понимала, что тех 10 тысяч долларов, которые я выручила за свою гостинку, надолго нам не хватит, - вспоминает предпринимательница. - Если положить на книжку, они могут "сгореть". И мы стали думать о том, куда инвестировать эти деньги, чтобы они принесли максимальную пользу.
Решение пришло неожиданно. В Ростове-на-Дону стали появляться первые магазины комиссионной одежды из Европы, в одном из них одевались и Селезневы. На зарплаты учителя и библиотекаря, которые получали сын и невестка Александры Федоровны, на вещевом рынке особо не разгуляешься, да и такие эксклюзивные вещи там не купить. Как-то покупатели разговорились с владельцами своего любимого магазинчика и пришли к выводу, что и сами могли бы заработать на одежде б/у.
В начале 1998 года Александра Селезнева зарегистрировала себя в качества ПБОЮЛ и открыла свои первые два магазина. Название для них придумал сын - "Станем друзьями". Он же взял на себя обязанности коммерческого директора в фирме и, как его ни удерживали, ушел из пединститута. Невестка стала товароведом.
Сначала переквалифицировавшиеся педагоги закупали недорогую одежду (3-5 долларов за килограмм) на ростовском складе. А изучив спрос, решили перейти на качественный секонд-хенд: одежду категорий "люкс", "сток" (вещи, не проданные в сезон или с незначительными дефектами) и "экстра" (без малейших следов носки) по 7-20 долларов за килограмм с московских складов.
"Станем друзьями" - это принцип работы с покупателями.
- Конечно, поначалу было нелегко: пришлось много учиться, читать законы, знакомиться с контролирующими ведомствами, обивать чиновничьи пороги, - признается Селезнева. - Но главное, было желание свернуть горы, помогали личные качества: терпение, упорство. Выручала и интуиция.
Именно благодаря ей незадолго до обвала рубля в августе памятного 1998 года Селезневы вложили все деньги, оставшиеся после продажи квартиры, в товар. Это и спасло зарождавшийся бизнес от краха.
Сейчас в торговую сеть входят четыре магазина и два оптовых склада одежды секонд-хенд, расположенных в Ростове и Краснодаре. Многие горожане приезжают сюда за покупками на иномарках из других концов города.
- А почему бы и нет? - рассуждают они. - Сама Джулия Робертс любит ходить за покупками именно в секонд-хенд.
Национальные особенности малого бизнеса
Несмотря на то, что дела у торговой сети идут неплохо, Селезнева по-прежнему носит вещи из собственных магазинов. В своей скромной белой блузке и классическом юбочном костюме бутылочно-оливкового цвета она выглядит по-учительски аккуратно и строго.
Из атрибутов предпринимателя - мобильный телефон. Даже ежедневник ей с успехом заменяют маленькие листики, на которых записаны все дела на день. После того как мы переступили порог скромного офиса ее фирмы и приступили к беседе, Селезнева вычеркнула один из пунктов в своем плане - интервью "Российской газете".
Когда водитель свободен, директора возят на машине, но зачастую разъезжать по городу ей приходится самой. Если кто-то из продавцов заболевает, Александра Федоровна становится за прилавок. Кстати, большинство из ее подчиненных - бывшие педагоги, женщины совсем еще молодые и средних лет. Профессиональных работников торговли сюда не принимают принципиально:
- Хабалистости у них очень много, и они не понимают, когда им объясняешь, что "станем друзьями" - это принцип работы с покупателями.
Учителя за новую работу держатся - с руководителем у всех почти что дружеские отношения, свою зарплату они получают стабильно плюс полный соцпакет и прочие льготы: например, одежду из магазинов сети приобретают с 20-процентной скидкой. Не всякое предприятие среднего бизнеса может похвастаться такой заботой о наемных работниках, а тут - малое.
Хотя торговля комиссионной одеждой сверхдоходным делом назвать нельзя: поступления от розницы составляют около 300 тысяч рублей в месяц, и до 80 процентов этой суммы съедают затраты.
- Очень высоко налоговое бремя, - говорит Селезнева. - Прошлой весной вмененный налог вырос в 2 раза, а с начала этого года - еще на 13 процентов. Постоянно растет арендная плата. К тому же мы очень зависим от погоды. Эта зима была очень теплой, и все наши дубленки, пуховики провисели на вешалках - почти ничего не смогли продать. Прошлое лето было, наоборот, холодным, и снова выручка была мизерная.
Тем не менее свою изначальную задачу фирма выполняет: неутомимая бабушка помогает внукам. При ее поддержке они смогли окончить престижные учебные заведения. Внук прошел стажировку в США, расписывал православные храмы в Нью-Йорке. Внучка получает второе высшее образование. Не обделены вниманием предпринимательницы и местные детские дома, госпитали, общества инвалидов, собесы, православные храмы.
- А как складываются отношения с властью? - интересуюсь я.
- По-разному, но я стараюсь со всеми найти общий язык, - говорит бизнес-леди. - А нарушений у нас никогда не было. У меня такой принцип: "Заплатил налоги - и живи спокойно".