Синхронная ратификация российско-украинских документов накануне встречи президентов двух стран в Крыму дает основание как-то по-новому взглянуть на отношения двух стран. Об этом - интервью премьер-министра Украины Виктора Януковича.
- По моему убеждению, - сказал Виктор Янукович, - перспективы у нас открываются хорошие, это главное. Думаю, что наши точки зрения совпадают: несмотря на высокую интенсивность двусторонних контактов на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, нам не хватает именно реализации политических решений. Для этого нужны соответствующие механизмы.
Накопилось всего много. В торгово-экономической сфере давно пора снять все проблемы, создать зону свободной торговли, которая предусмотрена соглашением о Едином экономическом пространстве. При этом ЕЭП в обязательном порядке должно базироваться на принципах ВТО, ибо эти стандарты и для Украины, и для России являются приоритетами, потому что мы - экспортно ориентированные государства. Мы оба стремимся к вступлению в ВТО и договорились, что синхронно идем в этом направлении. Я считаю, что в этом отношении между нами должны быть предельные прозрачность и доверие.
Относительно ЕС мы заинтересованы в том, чтобы проводить линию на утверждение в рамках ЕЭП норм и стандартов Европейского сообщества, способствовать включению ЕЭП в общеевропейские процессы. Мы не должны мешать друг другу - Россия Украине и наоборот, а должны помогать и взаимодополнять друг друга. У Европы есть, я думаю, заинтересованность в расширении зоны стабильности, благосостояния на европейском континенте.
А это означает и реализацию европейского вектора развития Украины, как это записано во всех наших программных документах. И мы в этом чувствуем поддержку России, потому что Россия в этом тоже заинтересована и она тоже интегрируется в Европу. ЕС не должен нас разъединять.
И у Европы, и у России есть заинтересованность в том, чтобы иметь стабильного соседа - Украину.
- Как вы оцениваете нынешний уровень экономического сотрудничества двух стран, в чем, на ваш взгляд, есть резервы?
- Надо точно расставить акценты: где цель, а где средство ее достижения. Само по себе создание зоны свободной торговли не может быть целью интеграции Украины с Россией. ЗСТ - это лишь инструмент для достижения цели. А целью должно быть объединение научно-технологических сообществ Украины, России, а также Европы. Это создаст предпосылки для интенсивного привлечения наукоемких технологий, инновационного развития наших государств, привлечения инвестиций. Мы наблюдаем в минувшем году прирост товарооборота на 36,6 процента. В нынешнем году мы, по самым скромным подсчетам, можем увеличить товарооборот еще на 5 млрд. долларов - с 15 до 20 миллиардов. Мы настолько связаны, что решать эту задачу раздельно невозможно.
Я думаю, у нас есть общее понимание относительно гармонизации наших законодательств по европейским стандартам. И эта колоссальнейшая работа у нас уже началась. И Россия, думаю, обязательно тоже пойдет по этому пути. Мы все время сравниваем, как идут в России такие процессы, как реформа налогообложения, пенсионной системы, зарплаты, как развивается административная реформа.
Мы начали административную реформу с правительства, но пока еще по-крупному ничего не сделали, хотя и приступили к изменению функций министерств. Мы видим их не хозяйствующими субъектами, отбираем у них хозяйственные функции. Хозяйственными функциями должны заниматься специальные агентства, а министерства должны вести государственную политику, убирать преграды и создавать стимулирующие механизмы для развития.
- Давно идут споры о российско-украинском газовом консорциуме. Складывается даже впечатление, что этот вопрос больше политический, нежели экономический. Есть ли у Украины экономический интерес к этому проекту?
- Я убежден, что прежде всего мы должны вместе с Россией использовать наши общие возможности. Возможности России - это ресурсы. У Украины - это транспорт и транзит. Их надо объединить. Я уверен, что это выгодно и Украине, и РФ. Это касается не только газа, но и нефти. Это очень крупные проекты. Здесь мы должны создать общую программу, не подавляя чьи-то интересы, а наоборот объединяя. Здесь должна быть и реконструкция существующей системы газо- и нефтепроводов. Когда Европа увидит Украину и Россию единым партнером, она будет заинтересована в том, чтобы мы осуществляли и единую политику в этой сфере. Хотя, конечно, есть силы, которые заинтересованы нас разделять.
- В России сейчас большой интерес к тому, что происходит на Украине в предвыборный период. Существует так называемый "проект Янукович", который сразу привлек к себе большой интерес. Как он будет реализован?
- Случилось так, что я и мое правительство работаем как раз в чрезвычайно важный период для Украины и ее граждан. Сейчас определяется будущее - кто возглавит страну, куда поведет. Все в Украине знают, что правительство не занималось пиар-кампанией. Даже можно сказать, что в определенной степени мы брали на себя некоторые непопулярные решения. Мы не обещали ничего невыполнимого. Все, что мы обещали, мы все выполняли. Возможно, в этом и есть недостаток с точки зрения предвыборных технологий. Сегодня, когда пришло время определяться с кандидатами, уже возникают естественные предвыборные вопросы - какой рейтинг, какая концепция предвыборной кампании. И когда мне первый раз задали вопрос, что я думаю делать, изменится ли мой стиль работы, я не задумываясь сказал - абсолютно нет. Я считаю, что мы не должны заниматься популизмом, мы должны решать реальные вопросы и двигаться по пути государственных приоритетов.
Реальные дела не должны расходиться со словами. Это и есть главная предвыборная стратегия. Я в принципе молодой политик, недавно в политике. Я больше всегда занимался хозяйственной работой, и мне привычнее было разговаривать с людьми, с коллективом, с которым я работаю. В октябре будет 28 лет как я на руководящей работе. В 26 лет я уже стал директором. Так вот, я уверен, что людей не обманешь, люди от руководителя любого уровня и ранга хотят слышать только правду и верят только в реалии.
- Чтобы с такими принципами и мировоззрением идти на выборы, надо уметь очень хорошо держать удар. Не секрет, что будут и грязные технологии, и не самое приятное время для правительства в плане критики. Вы как реальный кандидат сможете держать такой удар?
- Для меня это привычная ситуация в жизни. Я вообще комфортно себя чувствую, если ощущаю соперника. Борьба у меня никогда не вызывала страха. Я считаю, что вся жизнь - это борьба, и не бывает крупных побед без поражений. В моей жизни, я вам скажу, были поражения. Я из этого всегда делал выводы и старался не повторять ошибок.
- Россию не может не волновать вопрос, как вы относитесь к преемственности в российско-украинских отношениях. Вы можете, например, успокоить российских депутатов, взволнованных будущим русского языка на Украине?
- Я считаю, что преемственность - это главный фактор, который будет способствовать успешному развитию как наших межгосударственных отношений, так и в целом экономик наших государств. Любая неопределенность, если хотите, непризнание преемственности или изменение курса - это всегда удар прежде всего по слабым местам, прежде всего по социальной сфере. У общества всегда должны быть неприкосновенные ценности. Поэтому надо бережно, я бы сказал, по-семейному относиться к тому, чего мы достигли, чтобы не ранить, не затронуть болезненные моменты. В полной мере это касается и вопроса использования русского языка на украинском телевидении. Наша политика в этом вопросе была и будет взвешенной.
ИТАР-ТАСС, специально для "Российской газеты".