Как и следовало ожидать, самые горячие споры среди сенаторов возникли во время обсуждения договоров между Российской Федерацией и Украиной "О российско-украинской границе" и "О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива". Некоторые парламентарии предлагали отложить их ратификацию в знак протеста против введенного украинскими властями запрета на осуществление теле- и радиовещания на русском языке. Выступивший на заседании Совета Федерации министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал парламентариям, что МИД РФ тоже не будет закрывать глаза на подобные проблемы, однако попросил сенаторов не драматизировать ситуацию и документы одобрить.
Оба договора, по словам министра, являются базовыми документами, в которых определяется линия прохождения государственной границы между двумя странами на сухопутном участке, включая реки, озера. Линия прохождения госграницы точно обозначена на прилагаемых к договорам географических картах, которые были составлены в ходе совместной работы по делимитации границы, проделанной российско-украинскими комиссиями. В рамках документов также указывается, что Азовское море и Керченский пролив являются внутренними водами России и Украины. Вопросы, касающиеся рыболовства, судоходства, экологической безопасности, спасения тонущих кораблей и т.д., будут регламентироваться отдельными соглашениями. Предполагается, что отдельное соглашение будет заключено и о строительстве дамбы с Таманского полуострова в сторону Тузлы. Сенаторы пообещали проследить за тем, как будет идти работа по составлению этого соглашения.
Вчера же было ратифицировано и Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Предполагается, что этот документ будет способствовать созданию между четырьмя государствами СНГ общего экономического рынка с общей природно-ресурсной базой, свободным перемещением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Правда, ждать быстрого уничтожения экономических барьеров внутри СНГ пока не стоит - механизм формирования ЕЭП должен обеспечить единый координирующий межгосударственный орган, который еще предстоит создать.