22.04.2004 23:25
    Поделиться

    Страсти ликвидаторов

    "Хозяин морей. На краю земли" - "Дюплекс" - "Мечтатели"

    Потопить капитана

    Один из главных кинохитов года, "Хозяин морей" Питера Уира снят по мотивам романов Патрика О Брайана. Их у этого писателя двадцать, и во всех фигурируют капитан Джек Обри по прозвищу Счастливчик (его в фильме играет Рассел Кроу) и судовой врач Стивен Матурин (Пол Беттани).

    Громкий успех ленты в какой-то степени загадка. В отличие от брызжущих фантазией "Пиратов Карибского моря", "Хозяин морей" обстоятелен, скучноват и претендует на историческую достоверность. В сущности это близнец нашего "Адмирала Ушакова", причем по живописности и размаху батальных сцен я бы отдал предпочтение блокбастеру Михаила Ромма, снятому в 50-х. Хотя компьютерных эффектов тогда не было и такого зрелищного "идеального шторма" тоже.

    Действие происходит в начале XIX века, когда Наполеон претендовал омочить сапоги во всех океанах планеты и стать мировым императором. Более всего это задевало интересы Англии, владычицы морей. Боевой парусник "Сюрприз" направлен к берегам Бразилии, чтобы перехватить там французский корабль и укоротить ему нос. Фильм начинается эффектной сценой, когда французы являются, как привидения, из тумана и обрушивают на англичан шквал огня; "Сюрприз" чудом остался на плаву и теперь залечивает раны. Выясняется, что французы лучше вооружены, имеют более внушительные корабли и являются достойным противником. Так в течение всего фильма и идет эта гонка по морям и океанам, через мыс Горн к Галапагосским островам, причем в этой игре уже нельзя понять, кто за кем гонится.

    Картина хорошо смотрится и еще лучше звучит - шестиканальный саундтрек замечательно передан на DVD, окружая зрителя грохотом волн и топотом матросов над головой, - там, где верхняя палуба. Это шикарное зрелище, что спорить, в нем рев океанов и романтика тяжкой мужской работы, но восторгаться по поводу актеров я бы не стал. Рассел Кроу, который был так драматичен, умен и во всех отношениях натурален в "Гладиаторе", здесь сильно отяжелел и растерял интеллектуальную мощь игры: следить за его героем уже не так интересно.

    DVD Гемини-фильм, оценка 6 из 10.

    Убить старушку

    Если фильм "Дюплекс" пересказать, получится смешнее, чем если его посмотреть. "Черная" по идее комедия на экране слишком часто оборачивается совсем уже неактерской физиологией старости. Сюжет обещает многое: парочка молодоженов покупает симпатичные апартаменты, разумеется, в зловеще викторианском стиле. Есть в их новом жилище и отдельные неудобства: старушка, живущая на втором этаже, платит всего 88 долларов в месяц, но ее невозможно выселить даже при смене домовладельцев. Впрочем, она стара и скоро умрет, и тогда апартаменты станут райским гнездышком. А пока надо потерпеть.

    В России, где ликвидировать старушку в таких случаях легче легкого, как раз это и примут за юмор. А в Америке личность неприкосновенна и находится под охраной закона. Чем старушка и пользуется, отнюдь не собираясь умирать и превращая политкорректную жизнь своих новых хозяев в каждодневную пытку.

    Из этой коллизии можно извлечь много смешных и милых ситуаций, но популярный комик Денни Де Вито, поставивший картину, интересуется не столько комедией положений, сколько дремлющей в каждом молодом существе геронтофобией. На роль старушки миссис Коннелли он берет 81-летнюю актрису Эйлин Эссель, делает ей парик с проплешинами и заставляет ее давиться шоколадом, а молодых героев - делать ей искусственное дыхание методом "рот-в-рот". Смотреть это невыносимо, весь зрительный зал начинает ненавидеть старушек как класс, и это зерно в России, ошалевшей от вековой геронтократии, падает на хорошо взрыхленную почву.

    В фильме есть несколько забавных эпизодов, драматургическим ходом напоминающих мультсериал "Ну, погоди!": герои постоянно попадают в ими же расставленные ловушки. С другой стороны, чувствуется чисто кабинетный способ создания сценария, когда авторы не слишком сообразовывались с логикой и выдумывали почем зря. Так появилась чисто подростковая страсть старушки смотреть по ночам телевизор на пределе громкости и выделывать под бит-музыку танцевальные антраша. Для экзотичности старушку делают ирландкой и вдовой бравого морского капитана. А для интриги закручивают такую разгадку необъяснимой живучести и выдающегося коварства старушки, что это сводит на нет даже минимальную правдоподобность увиденного. Несостоявшаяся комедия положений оказывается несостоявшейся комедией характеров и к тому же угнетает принципиальной неталантливостью.

    Молодую пару играют уже не очень молодые Дрю Бэрримор и Бен Стиллер. Оба славны своей грубоватой неартистичностью, что комедии всегда противопоказано. Поэтому вердикт такой: смотреть можно, но совсем, совсем необязательно.

    DVD West, оценка 4 из 10.

    Зарезать Бертолуччи

    Итальянскому классику Бернардо Бертолуччи постоянно не везет на экранах России. В 70-х у нас выпустили в прокат оскопленного "Конформиста", который в результате цензорских упражнений с ножницами потерял не только сексуальную ориентацию, но и антифашистский смысл. Теперь на экраны уже как бы бесцензурной России вышли "Мечтатели" - без финала и тоже без смысла. Зачем зарезали эту картину, непонятно. Все рискованные эпизоды, вызвавшие некоторую панику у американских пуристов, в нашей версии присутствуют. А вырезали сцены политического свойства - те, которые для Бертолуччи представляли особую ценность.

    Эта картина рождалась как плод несхожих любовных ориентаций. Английскому романисту Гилберта Адэра, автору одноименной книги, в этом сюжете интересней всего эротический угар, охвативший молодых героев. Для него это история эротического раскрепощения еще зеленого американца, угодившего в Париж в разгар студенческих волнений и сексуальной революции. Раскрепощенность чувственности в романе становилась синонимом духовного освобождения - Адэр много страниц посвящает созданию атмосферы телесного бунта и яростного соскребания всех и всяческих табу, которым предаются герои - брат и сестра.

    Режиссера же интересует совсем другое. Бертолуччи, во-первых, увидел в романе про синефилов редкую возможность поиграть с киноклассикой в ностальгическую "угадайку". То, что писатель был вынужден многословно описывать, теперь можно показать на уровне цитат из хрестоматийных кинофильмов, виртуозно монтируя сиюминутное действие с кинокадрами Годара Тода Браунинга и Мамуляна. И во-вторых, это для него счастливый шанс вернуться в собственную юность, когда он вместе с молодыми толпами принимал участие в уличных боях за то, что ему казалось свободой. Поэтому при всей эротической пряности отдельных сцен его фильма той самой атмосферы полуживотной страсти, пронизывающей роман Адэра, в экранных "Мечтателях" почти нет. Как нет и волнующей писателя темы юного Мэтью, еще не успевшего определиться с сексуальной ориентацией и неспособного сразу сделать правильный выбор между братом и сестрой. Зато есть роскошно оркестрованный политический финал с тайными сходками заговорщиков, портретами Че Гевары и Ленина на стенах студенческих подвалов, с баррикадами и эффектной гибелью в парижских уличных сражениях именно приезжего американца Мэтью, который в течение всего фильма яростно противился любому насилию.

    Наши весь этот финал отрезали. То ли скучным показался, то ли лишним, то ли мутящим чистоту жанра. Фильм, который в оригинале идет 120 минут, а в урезанной американской версии - 115, у нас не дотягивает и до 105. Теперь утомленная любовными упражнениями троица выбегает на бушующие улицы Парижа, и на нее угрожающе движутся армады бронированных полицейских - вот и все. Таким образом, смысл этой истории, заложенный Адэром, был во многом смикширован Бертолуччи, а смысл, волновавший Бертолуччи, в свою очередь оказался уничтоженным нашими прокатчиками. И в фильме не осталось никакого смысла вообще. Теперь это просто недоделанная сексушка про любовь втроем с примесью платонических, но кровосмесительных мотивов. И я понимаю тех критиков фильма, которые увидели сенсацию Венецианского фестиваля в ее московской редакции и ушли в полном недоумении.

    Теперь картина появилась на DVD, которые похожи на пиратские, но содержат полное имя и даже адрес выпустившей их петербургской фирмы "Мега-видео". На обложке эта фирма пишет "Россия" через одно "с" и просит присылать свои "притензии". Вот и присылаю. Одновременно хочу предупредить легковерных: покупая этот диск, не считайте, что у вас появился шанс посмотреть наконец нашумевший фильм Бертолуччи.

    Источник лицензионных DVD для обзора - "Пурпурный легион на Новокузнецкой".

    Поделиться