Музейщики отправились в Афганистан

Один из сотрудников МИДа признался мне, что, услышав о поездке наших музейщиков в Афганистан, схватился за сердце. А советник-посланник РФ в этой стране Владимир Иваненко заметил: "Очень мужественные люди..." Самое удивительное - это зачем русские отправились в Афганистан. Оказывается, ради организации... музея.

 

А началось все год назад, когда сначала в Минкультуры РФ подписали с афганской стороной договор о сотрудничестве, а затем в Москву прибыл министр авиации и туризма Афганистана, сын знаменитого полевого командира моджахеда Измаил-хана. Министра провели по памятным местам столицы, он был потрясен комплексом на Поклонной горе и Бородинской панорамой. И решил: в Афганистане должны появиться музей и панорама, показывающие борьбу народа против захватчиков. И если автора для батальных полотен нашли в родном министру Герате (губернатор провинции - его отец, тот самый Измаил-хан), то специалистов по созданию музея в разрушенной стране просто не было. Вспомнили о договоре с Минкультуры России, помог временный поверенный в делах Афганистана в РФ господин Гайрат, как говорят, влюбленный в Россию и отлично знающий нашу страну.

Музей Герата решили сделать этнографическим. Дело в том, что эта провинция уникальна: тысячелетиями здесь хранили традиции народов, заселявших оазис и город, возведенный Александром Македонским. Герат с его многовековой историей стал местом смешения цивилизаций, культур, языков и религий. Керамика античности и культ зороастризма, уникальные гератское стекло и мозаика, восточные ковры и лирика Алишера Навои. Несмотря на разрушительные войны, искусство и промыслы Герата живы. Увидеть воочию легендарный город предложили сотрудникам Российского этнографического музея кандидату исторических наук Дмитрию Баранову и доктору исторических наук Юрию Карпову. Их забрал с собой господин Гайрат, оставив дипломатические будни в Москве. МИД РФ дал ребятам "добро", и музейщики отправились в опасное путешествие.

Вернувшись через три недели на Родину с рюкзаками, загоревшие, веселые Карпов и Баранов взахлеб рассказывают, какое чудесное путешествие им преподнесла судьба:

- В отличие от разрушенного Кабула, где разграблены и почти уничтожены все музеи и памятники, в Герате сохранились уникальные здания. Осталось шесть огромнейших минаретов, которые когда-то окольцовывали центр старинного города. Сохранился единственный в своем роде древний резервуар для воды. Он больше похож на дворец, чем на хозяйственную постройку. В Герате остались или фрагменты, или целые здания давних времен. Сюда в свое время стекались последователи Заратустры, затем суфии и даже хиппи. Место удивительное! Люди здесь даже не понимают, в каком уникальном месте они живут: весь город - находка для этнографа. Жители пользуются древними вещами и произведениями искусства, и хотя все музейные коллекции исчезли за время войн, собрать значительную экспозицию будет нетрудно, ведь ковры, сосуды, мозаичные и стекольные мастерские, антикварные лавки, древние индийские повозки - это часть быта современного Герата.

- Война - повод контрабандистам антиквариата делать свой бизнес. Вы это в Афганистане поняли?

- По крайней мере ни одной коллекции - а ведь здесь хранились шедевры мирового искусства - мы не видели. Конечно, делать на грабеже раритетов деньги легко, когда в стране такое творилось...

- Вас охраняли во время путешествия?

- Сначала хотели дать автоматчиков. Людей с оружием в Афганистане очень много. Но мы отказались. Во-первых, нас, на удивление, гостеприимно встретили, во-вторых, нашим помощником в путешествии был сам временный поверенный в делах господин Гайрат. Да и прибыли мы в эту местность по приглашению губернатора Измаил-хана. Встречались с мэром города Алхашом Моххамедом Рафиком. Так что через пару дней мы освоились и бродили по городу одни, без охраны. Хотя и видели людей с ранениями и понимали, что стреляют здесь частенько.

- Расскажите о батальной панораме, которую возводят местные власти по образу Бородинской...

- На одном из холмов стоит прекрасное здание с журчащими фонтанами. Шестнадцать полотен должны будут рассказать туристам и местным жителям о борьбе афганцев за независимость. Пока установлены два гигантских полотна. Качество живописи оценивать не будем, а сюжеты касаются тех времен, когда советские солдаты воевали с душманами.

- И при всем этом вы говорите, что моджахед, полевой командир Измаил-хан принимал вас как гостей?

- Мы с ним пытались как-то дискутировать, но он сказал, что пришло время новое и прошлое надо оставить истории. На этом и порешили. Мы занялись своим делом - подбирали помещение для музея, думали, какие экспозиции можно там сделать. Для нас как этнографов это было чудом: афганцы не дистанцируют себя от быта и традиций предков. Они сами часть удивительной творческой среды! Их манера общения, стремление украшать все и вся, даже потрепанные древние автомобили, - это и есть живая этнографическая среда. Просто они этого не осознают. Прибавьте к этому уникальное положение древнего Герата, который тысячелетиями был изолирован от потрясений нашей цивилизации и сохранил почти неизменными традиции давно исчезнувших культур...

- Вы проводили разведку местности, дабы потом составить отчет и предложения по созданию музея?

- Да, после этого будет более длительная экспедиция с большим количеством сотрудников нашего музея. Мы думаем, что зданием гератского музея станет тот древний резервуар для воды. В нем можно расположить самые культовые вещи. От него по улочкам будут расходиться галереи ремесленников.

В разговор вступил и временный поверенный в делах Афганистана в РФ господин Гайрат Гулям Сахи:

- Правительство Афганистана сегодня начинает возрождение музеев в стране. Мы надеемся, что создаваемый в Герате музей привлечет туристов, а не только специалистов со всего мира. Мне кажется, что сокровища Герата станут доступными всем ценителям искусства, когда этот музей будет создан. Хотим обратиться за помощью к ЮНЕСКО и другим организациям.