Церемония вручения Национальной премии "Ника" уже второй раз прошла у собратьев по смежным искусствам - в Московском международном доме музыки. Что, надо сказать, "способствовало ей сильно к украшенью". Лишенные клубной ауры былого творческого союза звезды стали больше ценить утраченную возможность видеть друг друга и уже в фойе кидались друг другу в объятия. Атмосфера дружественности, которой всегда добивался один из отцов-основателей "Ники" Юлий Гусман, получилась сама собой, без понуканий. "Ника" чем дальше, тем очевиднее играет свою главную роль - объединять творцов.
Это стало особенно ясно в миг объявления лауреата премии "За честь и достоинство" - режиссера, оператора, барда и фронтовика Петра Тодоровского. Зал аплодировал стоя, все в зале любили героя вечера и друг друга. Создатель фильмов "Верность" и "Фокусник", "Любимая женщина механика Гаврилова" и "По главной улице с оркестром", "Военно-полевой роман" и "Какая чудная игра", сняв торжественный пиджак, пел под гитару, танцевал "Рио-Риту", его лобызали самые красивые актрисы нашего кино, и это было так искренне, тепло и прекрасно, как не случалось очень давно.
"Ника" в этом году забыла соперничать с "Оскаром" и пошла своим путем. Что тоже пошло ей на пользу: и вручанты, и получанты говорили без регламента и потому были самими собою. Получант Шнур вообще вышел принять свою премию за музыку к "Бумеру" в тишотке и растянутых по моде трениках, повторив подвиг Тарантино на Каннском фестивале 1995 года. А два главных прикола нынешней "Ники" вообще были бы невозможны ни в Канне, ни на "Оскаре" - нигде, кроме Москвы.
Первый случился, когда Олег Басилашвили начал свою речь по случаю присуждения призов за лучшую женскую роль. Три экрана над его головой взяли в кадр трех номинанток - Валентину Березуцкую, Викторию Толстоганову и Светлану Ходченкову. Увидев себя, Березуцкая стала активно подыгрывать и совершенно перетянула одеяло на себя - Басилашвили уже никто не слушал. Взглянув на экран и поняв причину всеобщего хохота, замечательный актер немедленно вступил в игру и стал садистски оттягивать момент объявления лауреатки. Теперь в фокусе общего внимания были только двое - он и Березуцкая, их импровизированный дуэт заставлял зал взрываться хохотом. Лауреаткой стала Березуцкая.
Во втором приколе сочувствовать надо было Евгению Гришковцу, ставшему театральной сенсацией последних лет и за первую же свою кинороль "второго плана" получившему номинацию на "Нику". Премию вручал Геннадий Хазанов. Начиная свою смешно задуманную игру, он вряд ли предполагал, чем она может кончиться. Поначалу все повторилось, как в случае с Березуцкой: один из номинантов, Андрей Панин, тоже стал тянуть одеяло на себя, играть на телекамеру и вызывать смех в зале. Тогда Хазанов сделал неожиданный ход, с места в карьер пригласив на сцену Гришковца. У соперников уже вытянулись лица, уже Гришковец целовался на радостях с соратниками по фильму "Прогулка", уже вышли длинноногие девушки с крылатой богиней в руках, как Хазанов пригласил на сцену соперников Гришковца - Панина и Маковецкого. Гришковец, как и весь зал, лишь теперь понял, что "Ника" только садистски прошелестела крыльями у виска, и принужденно захохотал. Когда конверт был вскрыт и лауреатов оказалось, вопреки обыкновению, двое - Панин и Маковецкий, третий вообще оказался обидно лишним на этом празднике жизни.
Таким образом сюжет церемонии оказался острым и непредсказуемым, звезды проснулись от обычной терпеливой спячки и реагировали на все очень искренне. Получая "Нику" в категории "Лучший фильм" за "Возвращение", Андрей Звягинцев сказал, что такого замечательного зала он давно не видел, и я готов присоединиться. Но сугубо российский принцип "Мы за ценой не постоим" здесь предстал в полном объеме.
А вот итоги голосования киноакадемиков были на этот раз столь предсказуемы, что в этом виделся по-голливудски политкорректный расчет. Особенно это чувствовалось в выборе лауреата в номинации "Открытие года". Здесь соперниками были Андрей Звягинцев ("Возвращение"), Геннадий Сидоров ("Старухи") и Алексей Герман-младший ("Последний поезд"). "Открытием" назван Герман, которому этот титул подходит менее всех: его фильм слишком эпигонски повторяет стиль Германа-старшего, великого режиссера и его отца. Но именно поэтому пройти мимо картины для "Ники" было небезопасно. Такое уже случалось два года назад, когда "Нику" пытался заклевать новорожденный "Золотой орел", та осыпала крылатыми богинями Александра Сокурова, и всем было ясно, что это акт не столько признания его фильма, сколько самообороны: "Нике" требовался мощный щит в лице авторитетного лауреата. Теперь ей не нужны новые проблемы с другим авторитетным мастером.
Самый удручающий момент в нынешней "Нике" - редкостно несмешной кинокапустник, свидетельствующий о временной утрате авторами остроумия. Самый отрадный ее итог - "Ника" удостоверила реальное возрождение нашего кино.
Основные лауреаты
Национальной премии "Ника-04"
Лучший игровой фильм - "Возвращение" (Андрей Звягинцев). Лучший неигровой фильм - "Нефть" (Мурад Ибрагимбеков). Лучший анимационный фильм - "Полтора кота" (Андрей Хржановский). Лучший фильм стран СНГ и Балтии - "Ангел справа" (Джамшед Усмонов, Таджикистан). Лучшая режиссерская работа - Вадим Абдрашитов ("Магнитные бури"). Лучший сценарий - Александр Миндадзе ("Магнитные бури"). Лучший оператор - Михаил Кричман ("Возвращение"). Лучшая музыка к фильму - Сергей Шнуров ("Бумер"). Лучшая мужская роль - Виктор Сухоруков ("Бедный, бедный Павел").
Лучшая женская роль - Валентина Березуцкая ("Старухи"). Лучшая мужская роль второго плана - Сергей Маковецкий ("Ключ от спальни"), Андрей Панин ("Шик").
Лучшая женская роль второго плана - Инна Чурикова ("Благословите женщину"). Открытие года - Алексей Герман-младший ("Последний поезд"). Премия за вклад в кинематографические науки, критику и образование - Марк Зак. Премия "За честь и достоинство" - Петр Тодоровский.