27.04.2004 01:40
    Поделиться

    В Латвии снова судят Василия Кононова

    "Настроение боевое, к сражению я готов. У меня с войны еще так, когда готовишься к бою - настроение хорошее, иначе проиграешь", - рассказывает перед заседанием Василий Кононов, на счету которого числится с десяток пущенных под откос немецких поездов: "Я знаю, что историческая правда на моей стороне".

    В 1944 году в местечке Малые Баты на юго-востоке Латвии местные пособники фашистов - шуцманы - уничтожили партизанский отряд. Тогда вместе с мужчинами погибла и молодая женщина с маленьким ребенком. В ответ партизанский трибунал постановил расстрелять коллаборационистов и доставить предателей - шесть мужчин - в расположение лагеря партизан для исполнения приговора.

    Кононов лично приказ выполнять не стал - он сам был родом из соседней деревни, где во время войны продолжали жить его родители. Поэтому во время операции его могли узнать и отомстить близким. Отряд Кононова пошел в деревню, а сам он остался в лесу. Но доставить живыми шуцманов не удалось: они погибли в ходе перестрелки. Вместе с ними во время боя погибли еще три женщины из деревни - жены шуцманов.

    События шестидесятилетней давности стали актуальными для Латвии шесть лет назад. Прокуратура выдвинула против Кононова обвинения в военных преступлениях, партизан был арестован и посажен в тюрьму. После этого для ветерана войны, личное оружие которого когда-то хранилось в музее, начались долгие судебные процессы. Кононова приговорили к шести годам тюремного заключения. Но в 2000 году Верховный суд приговор отменил, дело отправили на доследование, а партизана, который после двухлетней "отсидки" стал инвалидом первой группы, отпустили. Тогда же Кононову было торжественно присвоено российское гражданство.

    Очередной процесс состоялся в прошлом году в Латгальском окружном суде. Судья из Резекне счел, что Кононов не виноват в военных преступлениях. При этом было отмечено, что юридически до сих пор не существует закона, который бы называл вхождение Латвии в состав СССР оккупацией. Но за убийство подчиненными Кононова трех женщин партизана признали все-таки виновным в бандитизме. Но за давностью лет наказывать не стали.

    Возмущенный прокурор, который требовал приговорить ветерана к 12 годам, подал протест. В нем осуждается как сам приговор, так и трактовка исторических событий.

    Партизан со своей стороны также подал апелляцию, в которой он требует признать его полностью невиновным.

    Поделиться