В ходе воскресного заседания коллегия из трех судей под председательством катарского юриста Ибрагима Салеха ан-Нисра смогла заслушать только одного свидетеля. По мнению защиты россиян, которую представляют местный адвокат Мохсен ас-Сувейда и четверо его российских коллег из адвокатской конторы "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", материалы катарского обвинения не содержат никаких доказательств причастности наших сограждан к покушению 13 февраля этого года на Яндарбиева.
В интервью "РГ" по телефону один из российских адвокатов Дмитрий Афанасьев заявил следующее: "В воскресенье в суде должны были заслушать трех свидетелей со стороны обвинения. Но первый из них давал столь путаные показания, что суд был вынужден все время уточнять чуть ли не каждую его фразу, переспрашивать, и все это затянулось до самого вечера. Всего же, по нашим сведениям, планируется заслушать пятнадцать свидетелей. По нашему мнению, это свидетельствует лишь о том, что катарский суд их количеством пытается компенсировать недостаток улик, которые подтверждали бы причастность наших подзащитных к убийству Яндарбиева. Нашему катарскому адвокату всячески препятствуют в общении с подзащитными и не удовлетворено ходатайство защиты о возможности участвовать в процессе нашего переводчика, а не того, кого предоставила прокуратура".
Обвиняемых - Анатолия Билешкова и Василия Локшева - привезли в суд за полчаса до начала заседания на двух черных бронированных джипах. В зал суда они вошли, прикованные наручниками к полицейским.
Все журналисты, присутствовавшие на суде, обратили внимание на усиленные меры безопасности: здание суда было окружено большим количеством полицейских, все подходы к нему были перекрыты, по периметру забора стояли 50 автоматчиков. Такое впечатление, что местные власти опасаются штурма суда и попытки отбить обвиняемых россиян. Но вот со стороны кого? Не российских же силовых структур. Кстати, утверждают, что настоящие фамилии арестованных - Яблочков и Богачев, и они являются офицерами Главного разведывательного управления (ГРУ) российского Минобороны.
В зале суда находилась вдова Яндарбиева - Малика, а также некоторые его родственники, живущие в Катаре. По некоторым данным, в Доху прибыл и представитель лидера чеченских боевиков Аслана Масхадова Усман Ферзаули для участия в судебном процессе. В интервью радиостанции "Эхо Москвы" он заявил: "Я ничего не ожидаю от судебного процесса, нам неважно, какой будет приговор, нам важно, чтобы было правосудие".
Надо сказать, что хотя катарские власти и утверждают, что процесс будет открытым, слушания проходили в закрытом режиме. Но журналисты, которых допустили только на открытые заседания, а потом попросили покинуть зал суда, успели заметить, что один из россиян выглядел не совсем здоровым и по его лицу было видно, что он очень сильно измотан. Второй выглядел получше.
К сожалению, подтвердилась информация, что наших сограждан во время следствия избивали, лишали сна в течение четырех суток и травили специально обученными собаками. Об этом обвиняемые официально заявили во время слушания в суде. Все это дает основание для защиты считать, что "признательные" показания они дали под физическим и морально-психологическим воздействием. А по катарскому законодательству и в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией против пыток 1984 года признания, полученные под пытками, не могут быть использованы в качестве доказательств. Сами обвиняемые россияне отказались признать себя виновными в гибели Яндарбиева.
По словам российского посла в Катаре Виктора Кудрявцева, наш консул постоянно присутствует на процессе и "регулярно навещает соотечественников в тюрьме. Но свидания проходят раз в неделю, а не два, на чем настаивала российская сторона и что обещали катарские власти". В ближайшие дни к ним будет допущен для осмотра западный врач.