27.04.2004 02:21
    Поделиться

    Кубань. Казаки вне закона

    Парад по традиции проходил на площади Октябрьской революции краевого центра. В народе эту площадь называют казачьей, но городские власти никак не соглашаются ее переименовать. И хотя в центре на высоченной стеле установлен крест - в честь 300-летия служения казачества России - сама площадь по-прежнему овеяна революционной символикой. Впрочем, на Кубани к подобным парадоксам привыкли и не обращают на них внимания.

    В параде приняли участие пять с половиной тысяч казаков, приехавших в Краснодар не только из городов и районов края, но также из соседних регионов - Адыгеи и Карачаево-Черкесии, исторически входивших в состав Кубанского казачьего войска. Среди почетных гостей - полпред Президента в Южном федеральном округе Владимир Яковлев и советник Президента по делам казачества Геннадий Трошев. Губернатор Александр Ткачев вспомнил историю и сказал, что на Кубани нет ни одной казачьей семьи, чьи предки в той или иной степени не испытали бы на себе последствия проводимой в стране политики расказачивания. Власть не просто уничтожала людей, а старалась вырвать с корнем саму память о прошлом. Не получилось.

    Когда 13 лет назад за российским казачеством признали право на реабилитацию, сам этот факт был воспринят на местах с большим воодушевлением. Потомки казаков достали из дедовых сундуков папахи и башлыки, стряхнули с них нафталин и примерили на себя. Вскоре по улицам хуторов и станиц зашагали в одиночку и строем казаки и казачата, а при проведении любого более или менее значительного события в центре непременно оказывался "гарный хлопец" при полном параде. Однако кроме внешней культурно-фольклорной атрибутики, ничего не менялось: до казаков не дошли даже положенные по Закону "О реабилитации репрессированных народов" компенсационные выплаты.

    Они же мечтали о возрождении прежнего уклада жизни, когда за верную службу и охрану рубежей государства Российского имели. Но в итоге казаков только посчитали. Выяснилось, сколько же на самом деле на Кубани казачьих "штыков": в реестр сейчас внесено 35 тысяч "служивых людей". Всего же казаками считают, по разным подсчетам, от 300 до 400 тысяч кубанцев. За бортом остались представители общественных организаций, самая многочисленная из которых - Всекубанское казачье войско.

    - Мы заключили договоры с милицией, пограничниками, моряками, подразделениями Вооруженных Сил, - рассказывает заместитель атамана краевого "реестрового" войска Александр Кондратенко, - но сотрудничество наше держится на личных договоренностях. Готовим казачат к службе в армии, ориентируем их на погранвойска, например, а после призыва военком направляет парня по разнарядке. Хорошо, что атаман Громов, являясь председателем краевой призывной комиссии, может как-то регулировать эти процессы. Или взять сотрудничество с органами по охране правопорядка: у наших казаков статус обычных дружинников. Люди даже не защищены от бандитских пуль. Если бы не помощь краевых властей, то казачий госреестр был бы писан только на бумаге...

    На атаманском приеме, состоявшемся после парада, полпред Владимир Яковлев обещал казакам всестороннюю поддержку. По его словам, в казачестве заложен огромный "русский потенциал", который на юге страны должен играть решающую роль.

    Поделиться