В самых первых комментариях информационных агентств также красной нитью прошла мысль о том, что тема необоснованного повышения цен и монопольного сговора в металлургии окончательно закрыта, а участники парламентских слушаний выступают против государственного регулирования цен на продукцию черной металлургии. Агентство "Интерфакс", в частности, сообщает: "Цены на металлургическую продукцию не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон с учетом спроса и предложения. Рост цен черных металлов за период с декабря 2000 года по март 2004 года составил 1,8 раза, что на 20 процентных пунктов выше, чем в целом по промышленности. Вместе с тем за указанный период цены на потребляемые ресурсы увеличились в большей мере, чем на продукцию черной металлургии. Так, цены на газ выросли в 2,32 раза, тарифы на электроэнергию - в 1,95 раза, тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом - в 2,1 раза, цены на кокс - в 2,1 раза, лом стальной - более чем в 2 раза. С начала 2004 года контрактные цены на коксующийся уголь в России вплотную приблизились к спотовым ценам мировых рынков, а цены основных российских поставщиков железнорудного сырья выросли за последний год более чем в 1,5 раза, сравнявшись с ценами на мировых рынках".
Участники слушаний подчеркивали, что доля сырья в энергетической структуре себестоимости металлопродукции составляет более 55 процентов. По их мнению, рост цен в черной металлургии во многом имеет конъюнктурную рыночную основу. В настоящее время политика в области ценообразования базируется главным образом на применении договорных рыночных цен.
Развивая тему ценообразования, замминистра Андрей Шаронов также подчеркнул, что повысить цены до такой планки позволила мировая конъюнктура. Говоря о том, что, по оценке Минэкономразвития, темпы роста цен на металлы внутри страны ниже, чем на мировых экспортных рынках, он, в частности, отметил: "Политика замораживания цен - это вчерашние рынки, а мы строим рынки завтрашнего дня".
На эту же тему высказался заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Минпромэнерго Андрей Дейнеко. "Ни одна ограничительная мера, - сказал он в ходе слушаний, - не приведет к понижению цен на металл... Официальная позиция Минпромэнерго - это осторожное отношение к ценам на металлы".
В аналитических выкладках, распространенных информационными агентствами, сообщается также, что цены конечного потребления на многие виды металлопродукции на 10-40 процентов превышают цены производителей в связи с участием в процессе реализации металла торговых домов и трейдеров. В условиях увеличения спроса на металл они создают дополнительные складские запасы, взвинчивают цены и создают нездоровый ажиотаж на этом рынке. В связи с этим, по мнению участников слушаний, основным металлопотребителям целесообразно усилить работы по расширению прямых связей с производителями с целью исключения посредников и сокращению издержек.
Среди других рекомендаций, прозвучавших в адрес профильных комитетов Госдумы, прозвучала идея о подготовке предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства, разработке механизма предоставления налоговых и иных льгот при внедрении технологий, обеспечивающих существенное улучшение экологической ситуации, возможности предусмотреть освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на инвестиции и преференции по взиманию пошлин на импортируемое технологическое оборудование для металлургии, не производимое в России.