Преследование не понравившихся журналистов и их высылка - это проблема, которая не раз требовала вмешательства на уровне Президента. Конвенция - замечательный повод доказать реальную, а не мнимую общность интересов и ценностей для членов Содружества.
Как она будет действовать, какие проблемы должна разрешить и на какие препятствия может натолкнуться, пытаются разобраться журналисты "РГ".
Руководство крупных информационных агентств считает, что никаких особенных изменений принятие Конвенции не принесет.
- У нас и так нет особенных проблем, наши журналисты спокойно работают в странах СНГ, - сказал "РГ" Михаил Гусман, первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС. - Пусть только попробуют не пустить. ТАСС - это ТАСС.
- В любом случае принятие Конвенции лишним шагом не будет, - считает директор Дирекции информации РИА "Новости" Сергей Горбунов. - В обеспечении свободной деятельности наших корреспондентов лишняя подстраховка никогда не помешает. Если Конвенция поставит определенные рамки для властей - работа журналистов существенно упростится.
Обозреватель газеты "Время новостей" Аркадий Дубнов пережил разногласия во взглядах на свободу слова на собственном опыте. В начале 2003 года в Турк-мении было возбуждено уголовное дело в его отношении. Журналиста обвинили в помощи оппозиционерам.
Конвенция - документ полезный и неожиданный. Время покажет, как она будет работать в странах СНГ, где "свои порядки".
- Даже если страна, член СНГ, замеченная в преследовании журналистов, пойдет на подписание этой Конвенции, - говорит Аркадий, - это не очень-то исправит положение дел. Нежелательному человеку никогда не позволят въехать в эту страну, просто не дадут ему визу. Конвенция - документ очень полезный и даже неожиданный но я не уверен, что все страны СНГ легко ее подпишут. Время покажет, что она такое: красивая эгида, но не работоспособная в тех странах, где "свои порядки", или все-таки серьезный инструмент защиты свободы слова.
- Украинским властям не за что любить иностранных журналистов, - пишет наш корреспондент Иванна Горина, - они раскрутили "кассетный скандал", помогли скрыться за границей майору Мельниченко, ведшему нелегальную запись разговоров президента Украины Леонида Кучмы.
Но проблема украинских властей в том, что каждое слово иностранного (читай - российского) журналиста в сотни раз весомее полос местной прессы. Суть феномена в том, что украинский читатель знает: местные СМИ потеряли независимость, они поделены между пропрезидентскими олигархами. Читатель покупает русское: он уверен, что российская пресса неподконтрольна.
В результате киевские власти не знают, что с утра прочтут о себе в московских газетах. Чиновников особено подводит Интернет: он цитирует все "пасквильные" публикации иностранных журналистов об украинской власти.
Но украинские "верхи" пытаются не только преуменьшить, но и использовать действенность иноземной прессы - власть и оппозиция ведут полемику на страницах "Файнэншл таймс".
Влияние российской прессы на Украину пытаются использовать киевские медиа-магнаты. Ведущий украинский телеканал нанял на работу российского телевизионщика Дмитрия Киселева - он отвечает за "Новости", ведет в эфире их выпуски, а также политическую аналитическую программу. По телеслухам, деньги, заплаченные Киселеву в Киеве, взорвали украинский медиа-рынок и подняли расценки.
Хотя не все так благостно, ведущих российских журналистов на Украине пытались вербовать, подсылали к ним бандитов с ножичками, устраивали серии телефонных угроз, обещали выслать из Украины. Но ни один иностранный корреспондент из Украины так и не был изгнан. И в этом - главное проявление украинской демократии.
Правда, многие говорят о том, что не выславшая ни одного журналиста Украина иногда выдавливает с территории страны целые издания: их облагают неподъемными налогами.
- Несмотря на союзнические отношения с Белоруссией, российские СМИ в этой стране периодически нарываются на проблемы, которых, за редким исключением, нет ни в одной другой стране СНГ, - пишет наш корреспондент Владимир Ефанов. - Счет депортированным из Минска российским журналистам открыл в 1997 году собственный корреспондент НТВ Александр Ступников. В прошлом году по маршруту "чемодан-вокзал-Россия" проследовал еще один собственный корреспондент НТВ в Минске Павел Селин. Причиной изгнания послужил репортаж о похоронах писателя Василя Быкова, который, по мнению белорусских властей, "содержал необъективную, тенденциозную, провокационную информацию, которая преследовала цель создать негативное представление о ситуации в Белоруссии". Вслед за депортацией Селина более чем на полгода было закрыто и Минское представительство НТВ.
В отличие от своих изгнанных коллег собственному корреспонденту ОРТ Павлу Шеремету откровенно не повезло. В 1997 году после репортажа с белорусско-литовской границы он был вынужден около полугода просидеть за решеткой белорусского сизо. Самое непосредственное участие в его освобождении принимал тогда российский президент Борис Ельцин.
Еще одна незавидная судьба - у оператора ОРТ Дмитрия Завадского. 7 июля 2000 года он поехал в аэропорт Минск-2 встретить своего коллегу - журналиста Павла Шеремета. Прибывший из Москвы журналист обнаружил припаркованный на стоянке автомобиль Завадского, но его самого в аэропорту не оказалось. С тех пор о судьбе Дмитрия нет никаких сведений.
Впрочем, в последнее время белорусские власти избрали в отношениях с российскими СМИ тактику куда более мягкую, но не менее с точки зрения союзнических отношений непонятную: отключение российских телевизионных и радиоканалов. Белорусские радиослушатели, среди которых, кстати, около двух миллионов россиян, уже не могут слушать радиостанции "Маяк" и "Юность". А белорусские телезрители лишены возможности смотреть давно полюбившуюся им "Культуру".
На позапрошлой неделе белорусские телезрители канала "Россия" вместо передач "Вести недели" и "Зеркало" под сухой шелест экрана созерцали лишь пустоту. Как объяснили белорусские власти, канал был отключен в связи с технической профилактикой. Как считают журналисты "России", профилактика была политическая. И это, видимо, соответствует действительности: в одной из этих передач шла речь о возможном третьем сроке белорусского президента, в другой свои мнения на ситуацию в республике высказали представители оппозиции.
Белорусские власти объясняют причины такого положения необходимостью расширять национальное вещание. А тем, кто хочет смотреть российское телевидение, советуют приобретать телевизионные "тарелки". Дело, однако, в том, что, во-первых, приобрести их могут только состоятельные граждане, коих в республике не так и много, а во-вторых, качество белорусских телевизионных продуктов пока заметно не дотягивает до российских.
Досье
Конвенция "О статусе корреспондента, представляющего средства массовой информации государства - участника СНГ в других государствах Содружества" предоставит журналистам право свободного передвижения по территории государства аккредитации. Исключением будут районы и объекты, для посещения которых установлен специальный порядок.
Власти стран Содружества не смогут лишить корреспондента аккредитации или выдворить его из государства, если им не понравилась информация, которую он передал. Исключением станут лишь случаи нарушения законодательства.
Если Конвенция будет подписана, то заявки об аккредитации корреспондентов и открытии корпунктов будут рассматриваться в течение двух месяцев со дня получения письменного обращения.
Если же пункты соглашения будут нарушены, то, как "РГ" сообщили в МИДе РФ, Россия будет прибегать к традиционным способам урегулирования конфликта. То есть дипломаты стран будут переговариваться и консультироваться, чтобы снять острые вопросы.
Конвенция будет действовать в течение пяти лет с момента ее вступления в силу и автоматически продлеваться каждый раз на последующий пятилетний период.