Вузы в одном "кулаке"

Говорят, идея эта зрела давно. Однако административная реформа придала ей "должное ускорение". И аргументы чиновников вроде бы убедительные: финансировать вузы и контролировать расход средств, наверное, и впрямь удобнее, если все учебные заведения будут "в кулаке". Кроме того, как считают некоторые, для отраслевых министерств образование - всего лишь избыточная функция. А зачем, дескать, нужна "непрофильникам" лишняя головная боль?

Судя по всему, не тронут лишь учебные заведения "силовиков". С остальными же разберутся. Сейчас российские вузы раскиданы по 30 ведомствам. Но если предложение пройдет, то более тысячи университетов и академий, 6,5 миллиона студентов, полмиллиона научных работников и преподавателей сомкнутся тесными рядами под крылом главной образовательной госструктуры.

Однако в большинстве самих министерств такая перспектива никакого восторга не вызывает. Более того, специалисты убеждены: передача, к примеру, в общий котел учебных заведений гражданской авиации может привести просто к катастрофическим последствиям. И это не пустые слова.

По прогнозу экспертов, к 2010 году нашему, уже сейчас прилично состарившемуся авиапарку как воздух будут нужны новые машины. Называются цифры: примерно 200 магистральных самолетов, 300 - региональных, 80 - грузовых, 350 - вертолетов. Но самолеты сами не летают. И от того, кто сядет за штурвал, кто будет готовить их на земле и "дирижировать" ими в небе, напрямую зависит безопасность полетов. Тот самый пресловутый "человеческий фактор", из-за которого случаются или не случаются ЧП в воздухе, закладывается именно на земле.

В чем специфика отраслевой системы подготовки авиационных специалистов? Ее образовательные стандарты базируются на требованиях международной организации ИКАО, Воздушного кодекса РФ и никак не потерпят унификации, например, с педагогическими.

Каждое училище или колледж, готовящее пилотов, техников, диспетчеров, гэсээмщиков и т.д., - это по сути авиапредприятие в миниатюре. Причем учебное хозяйство огромное: около 300 воздушных судов, на которых учатся летать, более 20 аэродромов и взлетных площадок, средства УВД, другие технологические объекты, связанные с обеспечением полетов и обслуживанием авиатехники... Как можно вырвать из отрасли те же летные училища, если даже правила допуска к штурвалу, основные требования ко всему, что касается организации полетов, едины и для курсантов, еще только привыкающих к небу, и для пилотов, исколесивших авиационные пути-дороги вдоль и поперек.

Кстати, кое-кто в нежелании министерств отдать подготовку своих специалистов "на сторону" видит только одну составляющую - деньги. Дескать, ведомства не хотят потерять свой кусок бюджетного пирога. Может, где-то деньги эти и впрямь приличные. Но вот вузы и училища гражданской авиации в последние годы получали лишь 30-35 процентов от того, что им требовалось. Возьмем ту же подготовку пилотов. Когда-то трудно было представить, что выпускник может выйти за ворота летного училища без летных "корочек". Выходят. Причина? Не хватает средств на топливо для учебных полетов.

Для того чтобы получить свидетельство коммерческого пилота, надо отлетать как минимум 125 часов. Такой возможности за минувшие восемь лет не оказалось более чем у 400 (!) выпускников средних летных училищ. Бацилла задолженности оказалась на редкость живучей: находилась "горючка" для одних, как очередной выпуск подкидывал новых. Сейчас без допуска в небо остаются примерно 150 человек.

Впрочем, денег не хватает не только на авиатопливо. Они нужны, чтобы поддерживать в должном состоянии сами "летающие парты", взлетно-посадочные полосы, устаревшие тренажеры... Да что перечислять? Проблемы с учебным оборудованием здесь те же, что и везде. Вот только суммы подчас несопоставимы. Ведь подготовка одного пилота-выпускника только среднего училища обходится государству примерно в 15-18 тысяч долларов США. А летчик с вузовским дипломом "стоит" еще дороже.

Мнения

Владимир Ашихмин,  начальник отдела учебных заведений ГА:

- Ни у кого не вызывает сомнения, что подготовка пилотов-истребителей должна проходить в училищах Минобороны, - говорит начальник отдела учебных заведений ГА Владимир Ашихмин. - Ни у кого не возникает желания "убрать" в другое ведомство обучение капитанов атомных подводных лодок. Но ведь и у нас своя специфика - это безопасность тех, кто будет сидеть за спиной нашего выпускника в салоне пассажирского лайнера. Именно это внедряется в головы студентов и курсантов с первого дня. Однако не взирая ни на какие "специфики", кое у кого возникает желание просто так, походя, сгрести всех в один котел. Кстати, доходит до смешного. Скажем, в Якутии некоторое время назад объявился колледж гражданской авиации, никакого отношения к отрасли не имеющий. А замахнулся он аж на подготовку летчиков. Естественно, когда настала пора получать сертифицированные пилотские свидетельства, никто их выпускникам не выдал.

Юрий Дарымов, эксперт:

- Все новое - это хорошо забытое старое. Еще в 30-е годы отделения Гражданского Воздушного флота в учебных заведениях других ведомств были упразднены за нецелесообразностью распыления педагогических кадров и средств. Не знаем историю? Тогда давайте обратимся к закону. Вот Воздушный кодекс. Здесь четко сказано, что подготовка авиационных специалистов проводится в образовательных учреждениях, имеющих специальные сертификаты и лицензии. То же самое прописано и в документах ИКАО, членом которой является Россия.