28.04.2004 04:30
    Поделиться

    Кандидат наук над задачей плачет

    Гуманитариям придется подождать

    - Виктор Александрович, эксперимент по Единому госэкзамену в этом году в связи с приходом нового руководителя министерства не отменяется?

    - Нет, он пройдет в 64 регионах, где уже начались пробные экзамены. В воскресенье ЕГЭ по математике впервые сдавали москвичи, а вчера "репетиция" Единого экзамена по русскому языку состоялась в Петербурге. Сейчас мы плотно работаем с регионами: уточняем последние нюансы, чтобы экзамен прошел без сучка и задоринки.

    - Сколько московских вузов будут принимать по результатам ЕГЭ?

    - 78 вузов отдали под ЕГЭ примерно половину специальностей. Пункты проведения экзамена размещены в 32 вузах. Подтвердили свое участие в Едином около 10,5 тысячи москвичей. Но сейчас в Департамент образования города Москвы поступают заявки от ребят, которые сначала сомневались, а теперь все-таки решили сдавать ЕГЭ. Их просьбы стараемся удовлетворить. Некоторые родители жалуются, что мы поставили москвичей в неравные условия, не проводя ЕГЭ по гуманитарным предметам. Но Москва выбрала в этом году только технические специальности. Гуманитариям придется подождать.

    - Учителя опасаются, что уровень контрольно-измерительных материалов, а проще - тестов по математике слишком высок. Нельзя ли сделать единый экзамен по математике добровольным?

    - Убежден, что экзамен по математике сегодня необходим. Он введен почти всеми странами. А вот форма итоговой аттестации (ЕГЭ или традиционный экзамен) - это другое дело, здесь должен быть выбор. Тем более у гуманитариев.

    - Не утратят ли школьники, готовясь к ЕГЭ, навыков исследовательской работы, глубокой фундаментальной подготовки, чем славится наша школа?

    - ЕГЭ состоит из трех частей. В первой проверяется знание фактов, дат, формул, понятий. Во второй мы проверяем, способен ли выпускник мыслить, решать задачи. А вот часть "С" - это задание на креативность, создание оригинальных текстов. По математике здесь предлагается решить примерно те же задачи, что и на вступительных экзаменах в сильные вузы. Тут как раз и пригодятся исследовательские навыки.

    Недостатки единого экзамена, по-моему, в другом. Например, в том, что школы начинают уделять меньше времени практикуму. Еще один риск связан с цейтнотом на экзамене: тугодуму трудно будет получить высокий балл. Некоторые дети любят писать пространно, что в данном случае минус. Надо стараться излагать свои мысли лаконичнее.

    - Уже появляются репетиторы, которые готовят к сдаче ЕГЭ.

    - Вот и хорошо. Наконец-то нарушится монополия вузовских преподавателей, связанных с приемными комиссиями. По ЕГЭ большая открытая база данных: в Интернете есть демоверсии, опубликованы сборники заданий. Берите и готовьтесь.

    В чем заключается подготовка к ЕГЭ? Во-первых, важны скоростные навыки и тактика. Но если ты "плаваешь" по математике, то никакая тактика не поможет. Значит, надо заниматься по предмету. Мы даже хотим в этом году полностью открыть базу данных по математике. Там будет все - от арифметики до интегралов. Решайте - хотите дома, хотите на курсах, или со своим учителем.

    - Можно ли будет пересдать ЕГЭ на следующий год?

    - Да, можно. А вот аттестат выдается один раз и на всю жизнь.

    - Планируется ли введение единого экзамена по литературе?

    - Уже второй год такой эксперимент идет в пяти регионах. Конечно, есть сложности, но тех вопросов, на которые все время ссылаются наши критики (где Герасим утопил Муму?), в заданиях по литературе нет.

    - Предусматриваются ли какие-то особые условия проведения ЕГЭ для инвалидов?

    - Для слепых мы пока ничего предложить не можем. Перевод на систему Брайля обойдется в очень солидные суммы. В перспективе все задания с графиками, рисунками надо будет перевести в другие, аналогичные им по сложности. Для детей, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом, разрабатывается специальное компьютерное оборудование.

    - В прошлом году в Высшей школе экономики при поступлении возник конфликт между москвичами и провинциалами-"егэшниками". Возможен подобный конфликт этим летом, но уже в большем масштабе?

    - Возможен. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. В советские времена 75 процентов студентов московских и ленинградских вузов были иногородними. А теперь почти по всем специальностям ситуация прямо противоположная. Несправедливость этого всем очевидна. Тем более, что Москва и Петербург перестали быть поставщиками победителей на международных олимпиадах. Региональное образование уже действительно составляет серьезную конкуренцию столичному. Считаю, что москвичам в этой ситуации надо занять более конструктивную позицию: "Что мы сейчас должны делать, чтобы наши дети стали конкурентоспособными по отношению к региональной элите, которая к нам приедет?" В Петербурге меня порадовали родители, которые так и рассуждают.

    Кстати, Высшая школа экономики признала, что за счет ЕГЭ получила гораздо более сильный набор на первый курс.

    - Можно ли будет опротестовать результаты ЕГЭ, куда и как подавать апелляцию?

    - Апелляция возможна, во-первых, по процедуре проведения экзамена. Она подается, когда вам мешали или наоборот, кому-то помогали на экзамене. Ребенок может подойти к любому организатору ЕГЭ, и его отведут к представителю государственной экзаменационной комиссии. Проведем расследование, и если подтвердится, что были какие-то помехи, то сдача ЕГЭ переносится на резервный день.

    Второй вид апелляции - когда выпускник не согласен с выставленной оценкой. В этом случае он в течение трех дней после объявления оценок должен подать заявление в апелляционную комиссию. Она запросит в базе данных бланки, которые выпускник заполнял на ЕГЭ. Потом вызовут выпускника, и он должен будет доказать, что знает предмет лучше. В прошлом году таких апелляций было около трехсот, из них около двадцати удовлетворено.

    Кто открыл Америку?

    - Выпускники, да и другие школьники сегодня очень перегружены. Мама московской школьницы пожаловалась Президенту и Генпрокурору, что нарушены права ее ребенка: рабочий день школьницы с учетом подготовки домашних заданий вдвое больше, чем у взрослого. Как решается эта проблема?

    - Профильная школа в какой-то степени поможет бороться с перегрузками. Тот же ланцетник можно изучать до мельчайших деталей в профильных биологических классах, а можно в самых общих чертах - в математических и гуманитарных. Иногда перегрузки возникают в тех школах, где много дополнительных занятий. В каждом конкретном случае надо анализировать учебный план.

    - Но ведь факультативы нередко организуют и для того, чтобы дать подработать учителям, у которых мизерные зарплаты. Готово ли Правительство существенно их повысить?

    - Министр образования и науки ставит проблему повышения статуса учителя как самую значимую, и требует от нас вариантов ее решения в кратчайшие сроки. Она обсуждалась на совете руководителей органов управления образованием, где было предложено оптимизировать все ресурсы для увеличения зарплат.

    - Наш читатель из Самары спрашивает: для детей из обеспеченных семей сейчас созданы прекрасные школы, дающие великолепные знания. А для всех остальных остаются школы, которые дают лишь необходимый минимум образования, что фактически закрывает выпускникам дорогу в престижный вуз.

    - Не согласен. ЕГЭ как раз выявил, что супер-элитные школы не так уж хорошо готовят. Иногда это мраморные стены, завтрак из ресторана, секьюрити, конный спорт и прочее. А математика, физика, химия и русский язык - на средненьком уровне.

    Очень хорошие показатели в некоторых сельских школах. Учительская семья живет в школе, которая становится центром притяжения для сельских ребятишек.

    - Известны случаи, когда учитель в течение года меняет два-три учебника. Как к этому относиться?

    - Он не имеет на это права. Школа должна защищать перед муниципальным уровнем власти тот учебник, по которому она собирается работать. Возьмем, к примеру, географию. В одной линии учебников великие географические открытия изучаются в 9-м классе, а в другой - в 10-м. Перескочив с одной на другую, есть риск вообще ничего не узнать о том, кто открыл Америку.

    Средняя температура по больнице

    - Сейчас много говорят о "липовых" дипломах, которые выдают некоторые вузы. Ваша служба будет контролировать качество образования, лишать аккредитаций недобросовестные вузы?

    - Да, мы будем реагировать на все сигналы. Но иногда жалобы пишут и на конкурента. Если то, что описано в жалобе, подтвердится, то недобросовестным вузам грозит изъятие лицензии, лишение аккредитации. Каждый сигнал о некачественной работе вузов и их филиалов мы будем рассматривать.

    - Два года назад при министерстве была создана полиция качества. Можно подвести какие-то итоги ее работы?

    - Десятка полтора-два вузов и их филиалов получили предписания об устранении недостатков.

    Мы провели сейчас в Астраханской области проверку всех вузов и филиалов (государственных и негосударственных), которые готовят по юридическим, экономическим и управленческим специальностям. Картина получается грустная. В мае мы закончим реорганизацию, и будет серия приказов по вузам Астраханской области. У нас три варианта "карательных" мер. Первый - запрещать набор. Сохраняем лицензию, чтобы вуз мог функционировать, и устанавливаем срок, в течение которого он должен навести порядок. Второй - лишение лицензии и распределение ребят в другие учебные заведения. Третий - выдаем им документ об аккредитации не на пять лет, а на год - условно. Если есть замечания, но ситуация не критичная, они могут исправиться.

    - Как вы относитесь к тому, что у некоторых вузов до сотни филиалов по России?

    - Рубить сплеча не стоит. Дело в том, что в дистанционном образовании это в принципе допустимо. Есть международные университеты, имеющие тысячи филиалов. Но если столько филиалов открывает обычное учебное заведение, работающее в лекционно-семинарском режиме, то, очевидно, что это профанация. Порой головной вуз перестает следить за своими филиалами, и их работа становится неуправляемой.

    - Вопрос по "электронке" от Ольги Вепревой: "Подготовка документов на лицензирование - процесс очень трудоемкий. Эту процедуру надо проходить каждые пять лет. Возможно ли автоматическое продление срока действия лицензии?"

    - В исключительных случаях это возможно без выезда комиссии, по документам, которые предоставлены вузом. Для лицензии нужны документы, подтверждающие, в частности, нормы по площади, санитарные условия и гарантии противопожарной безопасности. Договоры на аренду обычно заключаются на пять лет. Поэтому пять лет - не случайный норматив.

    - Профессор В.А. Зернов, ректор Российского нового университета спрашивает: какова конкурентоспособность выпускников российских вузов в настоящее время?

    - Образно говоря, средняя температура по больнице нормальная. По многим специальностям наши вузы реализуют элитную подготовку. К примеру, выпускники Томского политехнического университета участвуют в международных конкурсах на занятие должностей в ведущих международных нефтяных концернах и выигрывают.

    Но если учесть, что число студентов и вузов у нас уже зашкаливает, то говорить об общей конкурентоспособности российских студентов трудно. Данные биржи труда свидетельствуют, что очень много ребят не находят работы по полученной специальности. Сейчас главное - научиться готовить кадры для новой экономики. Без работодателей мы эту проблему не решим.

    - Каково ваше отношение к изменению формы собственности учебного заведения - допустимы ли банкротство и последующая приватизация собственности учебных заведений?

    - Совершенно недопустимы. Сегодняшняя организационно-правовая форма наших учебных заведений - это учреждение. Если вуз заработал деньги, то по Гражданскому кодексу они должны попасть к учредителю. Может быть, он что-то отдаст потом на нужды учебного заведения, а может и нет. Рамки государственного учреждения стали тесны учебным заведениям, ведущим активную внебюджетную деятельность. Сейчас предлагают ввести специализированные государственные (муниципальные) некоммерческие организации. Там расширяются права учебных заведений, хотя отчуждение собственности невозможно и в этом случае.

    - В СМИ публикуются рейтинги вузов. Насколько им можно доверять?

    - Министерство образования и науки тоже составляет свои рейтинги вузов. Какие мы берем параметры для рейтингов? Формальные: материальная база, кадровое обеспечение, научные достижения. Но существует еще и рейтинг специальностей. Возьмем, к примеру, МГТУ им. Баумана. Этот вуз - признанный лидер в подготовке инженеров. Но вот он вводит у себя подготовку экономистов. И здесь уступает ведущим экономическим вузам. Так что надо смотреть рейтинги по конкретным специальностям, а не по вузу в целом.

    - Как отслеживаются случаи взяточничества при поступлении в вузы и возможно ли это вообще?

    - Вопрос не ко мне, а к прокуратуре и МВД. Наши коллеги из правоохранительных органов говорят, что это самое сложное. И взяточник, и тот, кто поступил через взятку, не заинтересованы афишировать случившееся. Поэтому в ход идут подсадные утки, меченые деньги, съемки скрытой камерой и т.д. Но это не вопросы Министерства образования и науки.

    - Какие основные требования к качеству предъявляют наши партнеры по Болонскому процессу?

    - Дело в том, что единой планки и в Европе не существует. И немецкие, и французские, и английские вузы совершенно разные. Речь идет в основном о признании дипломов для продолжения образования на более высоком уровне. Для этого должна быть понятная и признанная в других странах процедура аккредитации. И обязательно с участием внешнего контроля - общества и работодателей. В каждом вузе должна быть своя внутренняя служба контроля качества.

    Очень важно решить проблему кредитных зачетных единиц. Проще говоря, в любом месте Европы студент прослушал какой-то курс, и в наших вузах обязаны ему это зачесть. Причем, курс может быть и дистанционный. Признание эквивалентности российских и зарубежных документов об образовании - тоже функция нашей службы.

    - Итак, мы будем подтягиваться к международным стандартам. А есть ли что-то, в чем придется Европе подтягиваться к нам?

    - Безусловно. Например, экономисты в российских вузах очень глубоко изучают математику. И мы будем требовать, чтобы европейская подготовка экономистов включала более серьезную подготовку по математике.

    СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ

    Будьте аккуратны с рекламой о подготовке к ЕГЭ. Двадцать раз перепроверьте тех, кто берется готовить к экзамену. В лучшем случае они скачали из Интернета демоверсию, которая доступна всем, и работают по ней. В худшем случае человек взял сборник тестов, не имеющих к ЕГЭ никакого отношения. В любом субъекте Федерации специально организованы пункты, где все тренировки по ЕГЭ совершенно бесплатны.

    Тактика сдачи ЕГЭ такова: сначала ответьте на те вопросы, в которых вы абсолютно уверены. И только потом начинайте работать с другими вопросами, где у вас есть сомнения. Провозившись с трудной задачкой, есть риск не успеть решить простых. Система оценок за ЕГЭ накопительная: каждый вопрос оценивается в балл или два.

    Очень важно не терять время. Поэтому необходимы максимальная сосредоточенность и концентрация. Тренируйтесь на скорость заполнения тестовых заданий.

    Не пытайтесь пользоваться техникой. Выгонят из аудитории, и вы потеряете не только этот день, но и весь год.

    На физике можно пользоваться непрограммируемым калькулятором. Более сложные устройства запрещены.

    Если возникают вопросы по ходу проведения ЕГЭ (не по содержанию заданий!), поднимите руку и спросите.

    В ночь перед экзаменом заниматься бессмысленно. Лучше выспаться и идти на ЕГЭ со свежей головой. Никто ни в Москве, ни в регионе не знает, что вам попадется на экзамене.

    Поделиться