Приписана к Ивантеевке
Двадцать лет назад юная москвичка, приехав в Ивантеевский роддом, благополучно родила здоровую девочку. На следующий день, даже не посмотрев на новорожденную дочь, она подписала отказные документы и отбыла обратно в столицу.
Нянечки, прослезившись над малюткой, предложили назвать ее по имени принимавшего роды врача Татьяной, дали отчество - Ивановна и красивую, на их взгляд, фамилию - Лаврова. Так новая россиянка обрела статус круглой сироты, то есть ребенка, попадающего под полный контроль и заботу государства. Девочку отправили в дом малютки, а затем на долгие годы в Талдомский детский дом. Государство помогло Тане получить среднее образование и приобрести профессию - повара-кондитера. Но еще одно обязательство перед круглой сиротой до сих пор не выполнено.
По закону по достижении 18 лет круглые сироты должны получать жилплощадь по месту своего рождения. Если бы кукушка-мать родила девочку в Москве, отдельная жилплощадь была бы Тане гарантирована. У столичного правительства существует постановление: каждой сироте - по отдельной квартире общей площадью не менее 36 квадратных метров. Пусть без права в течение нескольких лет оформления этого жилья в собственность (чтобы не попадали сироты в лапы жилищных мошенников), но свой угол получает каждый.
Но Татьяне не повезло. Ее привезли из Талдома не в столицу, а в администрацию "родной" Ивантеевки. Там ей сообщили, что "соответствующей социальным нормам" жилплощади пока нет, и предложили пожить в приюте для несовершеннолетних с нежным названием "Теремок". Определили Таню в крошечную комнату изолятора. Директор "Теремка" Светлана Мартынова, видя, как девушка день за днем ищет работу и не находит, позвонила на хлебокомбинат и умолила принять выпускницу детдома. Теперь каждое утро Таня Лаврова встает в 4 утра и бежит на работу. Она успевает замесить тесто и слепить тысячу пирожков с капустой, которые расходятся на ура не только в Ивантеевке, но и в Пушкине, Щелкове и даже Москве. Умение честно трудиться не осталось незамеченным. На работе ее хвалят.
Прошло два года. Все это время, живя в изоляторе, единственная на весь город круглая сирота добивается положенного ей жилья. Ведь без прописки ни в поликлинику не обратиться, ни продолжить образование. Администрация Ивантеевки эту непосильную задачу решает по-своему.
Нет метра под солнцем
В предвыборной листовке главы города Елены Сухановой среди первоочередных задач развития Ивантеевки заявлено о необходимости открытия в городе социальной гостиницы для постинтернатной адаптации выпускников детских домов. Значит, проблема есть. И городскими чиновниками осознается. Однако следов такого нужного для города учреждения корреспондент "РГ" не нашла. Зато обнаружила интересный документ "Итоги социально-экономического развития Ивантеевки за 2003 год". Оказалось, что в этом подмосковном городке разрешенное администрацией строительство ведется, и довольно интенсивно.
Власти рапортуют: за прошедший год объем инвестиций в экономику города составил 391 млн. рублей. Введено в эксплуатацию 36 427 квадратных метров жилья. Это 140- и 178-квартирные жилые дома по улице Первомайской, 12-квартирный дом по ул. Пионерской, 44-квартирный дом по ул. Дзержинского, 60-квартирный дом по улице Трудовой. И в нынешнем году в городе продолжается активное освоение десяти стройплощадок. Но ни в одном из будущих домов не предусмотрено квадратных метров для сироты. Впрочем, о новостройке Таня и не мечтает, она и в старый дом въедет с радостью. Ведь при таком строительстве в городе должно быть высвободившееся вторичное жилье.
Алексей Конюков, замглавы города, и Наталья Клочкова, начальник отдела по распределению жилья администрации Ивантеевки, пытались убедить корреспондента "РГ" в том, что в те квартиры, которые достаются городу от новостроя, в основном попадают жители сносимых домов. А с "такими", как Таня, - сплошные трудности. Жилплощадь для "таких" администрация вынуждена покупать у населения. Чиновники пожаловались корреспонденту на то, как неблагодарна была девушка, когда они пытались поселить ее в 12-метровую комнату, - жилище как раз под снос. Однако они лукавили: по отчетным документам за первое полугодие 2003 года из ветхого жилого фонда переселили в новые дома только 10 семей.
Голубые спальни
Так называется небольшой микрорайон из шести двухэтажных деревянных бараков 1899 года рождения, куда и предлагалось заехать Тане. В 60-е годы прошлого века бараки реконструировали, поделив их перегородками на клетушки по 12 метров. Контингент в "голубых спальнях" соответствующий. Разбитые окна забиты фанеркой, двери нараспашку: входи кому не лень. Ночью "голубые спальни" стараются обходить даже местные.
Таня от этой комнаты отказалась. Тогда ей предложили другую - в более приличном доме. Но во второй комнате поселилась молодая семья с грудным ребенком, причем уже с нарушением санитарных норм по метражу. Им бы и отдать всю "двушку"! "Пускай будет полуподвальное, но отдельное жилье, - плачет Таня, - в детдоме и приютах я уже нажилась".
После общения с администрацией города создалось впечатление, что Танины проблемы как кость в горле у чиновников. Скинуть бы их быстрее, не думая о будущем девочки! Ведь когда она подпишет ордер на любые метры, то автоматом теряет статус сироты и спроса с чиновников больше нет.
Впрочем, Алексей Конюков предложил еще один вариант решения жилищной проблемы Лавровой. Пускай, дескать, подписывает ордер на комнату, продает ее за 6 тысяч долларов (необходимая сумма для начала строительства однокомнатной квартиры), получает 70-процентную субсидию от города (положенную, кстати, лишь инвалидам Великой Отечественной) и через год получает ключи от желанного жилья. Правда, замглавы города не уточнил, каковы гарантии получения субсидии, как выручить за предлагаемые метры искомую сумму и где Тане жить, пока не будет построена квартира. А на предложение корреспондента проделать эту финансовую операцию самой администрации и купить, таким образом, Лавровой однокомнатную квартиру, только усмехнулся.
Комментарий
Ирина Володина, главный специалист управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования:
- Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено статьей 40 Конституции РФ, закреплено в статьях 37, 60 и 67 Жилищного кодекса РФ и в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159 ФЗ "О дополнительных гарантиях и социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Однако лишь в немногих регионах созданы специальные программы по обеспечению сирот жильем.
В стране сегодня более 28 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждаются в обеспечении их жильем.
Эти чрезвычайные обстоятельства подтолкнули наше министерство внести изменения и дополнения в целевую программу "Дети-сироты", входящую в президентскую программу "Дети России". Суть предложения такова: из федерального бюджета выделить средства в объеме 40 процентов, необходимых для погашения задолженности в жилье для таких детей. Соответственно, 60 процентов должны взять на себя региональные и муниципальные бюджеты. Но в процессе обсуждения таких необходимых поправок у нас возникли серьезные проблемы в согласовании с минэкономразвития и минфином. И до сих пор этот вопрос не решен.