Поволжье. Далека дорога от порога

Полку «гренадеров» убыло
Уфа

Еще год или два спокойной жизни осталось работникам башкирских военкоматов: в 2006 году ожидается резкое снижение числа молодых людей, вступающих в призывной возраст. Пик рождаемости в республике пришелся на 1987 год, когда на свет появилось 40955 мальчиков. Последующее десятилетие «прирост» будущих защитников Родины сокращался в темпе 2,5-3 тысячи в год. Обычно 4-миллионная Башкирия ставит под ружье 11-12 тысяч юношей ежегодно, а план на весенний призыв 2004 года – 5620 человек.

Традиционно считается, что призывник из Башкортостана идет качественный, «покупатели» из частей приезжают в республику охотно. Обычно примерно третья часть новобранцев направляется в сухопутные войска, пятая — в части МВД, десятая — на границу, чуть меньше — на флот.

Весенний призыв 2004 года принес Башвоенкомату больше хлопот, чем обычно. После шокировавшего страну «замораживания» новобранцев, да еще с летальным исходом, по указу Президента России молодые люди будут переодеваться в камуфляж непосредственно по месту призыва, на сборных пунктах. Вся Россия будет переодевать новичков с осени, а Башкортостан – в качестве эксперимента – весной. Вероятно, такое доверие генштаба связано с тем, что Башвоенкомат уже несколько лет находится на первом месте в своеобразном «рекрут-рейтинге», конкурсе на лучшую организацию призыва среди субъектов федерации, объявленном Правительством России.

Однако картина призыва в Башкирии, написанная лишь радужными тонами, будет неполной, если не упомянуть и о грустных фактах. Через военную прокуратуру Уфимского гарнизона проходит в год до 130 человек, самовольно оставивших место службы. Проверки, проводимые этой организацией в райвоенкоматах, выявляют неправильное оформление документов, из-за чего призываются судимые лица, есть также единичные случаи незаконного призыва. Больше всего у военных прокуроров претензий к врачам, половина жалоб — на медицинские комиссии.

А в «гражданской» прокуратуре Башкирии сейчас изучается случай получения крупной взятки, который был выявлен неделю назад. Правоохранители хранят гробовое молчание по этому поводу, однако известно, что сумма взятки — 40 тысяч рублей, а связана она с прохождением медицинской комиссии.

Пацифист? Докажи
Казань

В Татарстане с осени военкоматы займутся еще и «альтернативщиками». Пока по республике набралось 35 призывников, написавших заявления с просьбой предоставить им возможность послужить на гражданском поприще.

С апреля по июнь районные призывные комиссии должны рассмотреть документы и аргументы парней, не желающих брать в руки оружие. В составе комиссий – представители роно, райздрава, отдела по работе с молодежью…

Дмитрий Литвинов, начальник отделения военного комиссариата РТ, пояснил:

– В соответствии с Законом РФ «Об альтернативной службе» призывник должен подтвердить документально либо свидетельскими показаниями принадлежность к конкретной конфессии.

Комиссии, видимо, будут заслушивать соседей, сослуживцев и представителей общественных организаций, в которых своей пацифистской деятельностью отметились призывники.

– В республике еще до принятия закона через суды восемь служителей Иеговы доказали неправомерность их призыва на воинскую службу, – дополняет заместитель начальника отдела Татвоенкомата Дмитрий Гурылев.

Куда девать миролюбивых призывников, если с осени количество «альтернативщиков» начнет расти в геометрической прогрессии, пока тоже не ясно. С заявками через Министерство труда и занятости предприятия не спешат. По словам военных, энтузиазм угас после того, как подсчитали: призывника надо обеспечивать жильем, питанием, спецодеждой. И «воспитательной работой» тоже. Должен же кто-то контролировать добросовестность исполнения гражданского долга. Еще вопрос: дешевая ли рабсила – альтернативный солдат?

Есть такой показатель – «изымаемость мобилизационных резервов». По нему Татарстан в Приволжско-Уральском ВО последний. Если в среднем из сотни потенциальных солдат призываются 12 человек, то в республике – 8,6. По словам подполковника Гурылева, здесь влияние нескольких факторов: много студентов, судимых и уклоняющихся. Ряды последних особенно выросли за 90-е годы. Сказалось ослабление внимания к призывникам со стороны властей на местах. Судебная власть помогает, чем может: оштрафованы 2144 призывника, возбуждено 37 уголовных дел, осуждено 9 человек.

На сегодня цифры улучшились: из 13 тысяч, прошедших призывные комиссии, прячутся 647 человек, на 17 из которых материалы переданы в прокуратуру. Возбуждено два уголовных дела. Один призывник уже осужден.

Карательные меры решили подкрепить воспитательными. По инициативе военкома РТ Рима Мустаева Министерством образования выпущено учебное пособие для школ, серия плакатов. Большие надежды возлагаются на кадетское движение. В Казани  и Набережных Челнах действуют две кадетские школы, в 22 школах республики открылись кадетские классы. Специальная правительственная комиссия уже проверила 12 районов Татарстана, на предмет качества подготовки призывников. Военные отмечают: главы администраций повернулись лицом к проблемам военкомов.

Наиболее щекотливая тема – врачебная. Слухов и домыслов на этой почве взрасло немало. Способствовал этому и скандал в Набережных Челнах, расследуемый сейчас военной прокуратурой округа. Под следствием – несколько старших офицеров, подозреваемых в незаконной выдаче военных билетов, тень брошена и на медицинскую службу.

Начальник республиканской военно-врачебной комиссии Марат Нагаев в виновность коллеги не верит. Но приводит другой случай, по которому уже есть решение суда. Врач-невролог попался на взятках. Прошлой весной взял 5 тысяч рублей «за отсрочку», а осенью (у родителей того же призывника) – 35 тысяч рублей «за освобождение от службы». Тогда и взяли с поличным. В общем, случается, но – не система. За два года работы в должности подполковник Нагаев других подобных случаев не припомнил. Зато, по его словам, республиканская военно-врачебная комиссия довольно часто «поправляет» коллег из районов.

– Там работают врачи из обычных поликлиник, – говорит он, – поэтому бывают случаи, когда заведомо негодных к службе присылают. Из отправленной вчера команды – 120 человек – четверых призывников мы завернули.

Есть «возврат» и из армии. За 2003 год 26 призывников, прошедших перед отправкой военно-врачебную комиссию, забраковали уже в армейских госпиталях. Речь идет, как правило, о заболеваниях труднодиагностируемых – психических расстройствах, болезнях нервной системы.

Республиканская комиссия отбирает призывников строго. Например, по болезням желудка только осенью 2003 года вернули домой 17 призывников.

Всего же в прошлом году врачи освободили от призыва 241 потенциального защитника, признанного годным в райвоенкоматах.

Перед призывом нервишки шалят
Йошкар-Ола

Началась отправка призывников из Марий Эл на срочную службу в войсковые части. Однако в последние годы число новобранцев не меняется: каждый призыв их насчитывается чуть больше тысячи. Зато растет, как на дрожжах, количество тех, кого не «строят».

Этой весной в армию не пойдут более 26 тысяч потенциальных призывников. Из них негодными или ограниченно годными признаны две с лишним тысячи человек. Освобождены от службы 6 кандидатов и докторов наук, 17 человек воспользовались правом на присвоение званий офицеров запаса. У 760 имеется неснятая судимость, еще 120 – под следствием, 1127 получили отсрочки по семейным обстоятельствам, у 795 служба отложена по причине плохого здоровья.

Кстати, здоровье кандидатов в защитники Отечества, как и раньше, остается головной болью военно-призывных комиссий. Только 69 процентов молодых людей в РМЭ признаны годными к службе в армии. Оставшаяся же треть призывников здоровьем не вышла.

По словам военного комиссара республики Анатолия Самсонова, основная причина негодности к военной службе – психические и нервные заболевания. На втором месте стоит увеличение количества язвенных болезней. Ко всему прочему пошли валом призывники с черепно-мозговыми травмами, коих не наблюдалось в таком количестве в течение 8-10 лет. В связи с резким увеличением травмированных  у сотрудников военкоматов к медикам городских и республиканских поликлиник и больниц появилось много вопросов, ведь именно там ставят диагнозы и выносят решения о годности к службе. Притом в комитет солдатских матерей республики уже поступала информация об отдельных фактах взяточничества среди медперсонала. Но родители, давшие «на лапу», естественно, не выдают своих благодетелей, и сведения о взятках остаются не подкреплены фактами. В то же время военный комиссар республики опроверг слухи о взяточничестве в военкоматах РМЭ.

Среди парней увеличилось также количество наркоманов: в осенний призыв их было выявлено 30, плюс к тому 5 алкоголиков, 4 токсикомана, 9 ВИЧ-инфицированных. По сравнению с другими регионами эти цифры небольшие, но с каждым годом они растут.

Продолжается и уклонение от призыва. По республике на данный момент насчитывается 69 человек, скрывающихся от военкоматов без уважительных причин.