До недавнего времени главной задачей для энергетиков в отношениях с потребителями было обеспечение платежей со стороны крупных предприятий промышленности, сельского хозяйства и ЖКХ. Когда с этим справились, встал вопрос о борьбе с неплательщиками-гражданами.
В отличие от США и Европы у нас еще не выработалась привычка решать спорные вопросы через суд. Видимо, этим и объясняется широкий резонанс, который получило в СМИ решение энергокомпании "Дальэнерго" взыскать задолженность за тепло и электроэнергию через службу судебных приставов. Ответчиками стали несколько жителей Владивостока, годами игнорировавших счета по оплате электроэнергии и тепла. Еще одной причиной общественного интереса можно считать то, что Приморье долгое время считалось кризисным регионом. Сейчас перебои с электричеством практически прекратились, но регион по-прежнему находится в зоне особого внимания.
На самом деле взыскание задолженностей через суд - отнюдь не "ноу-хау" энергетиков Приморья. По всей России подобная практика действует довольно давно. В принципе население традиционно очень аккуратно платит по счетам за свет и тепло. Однако есть несколько субъектов Федерации, где до 30 процентов всех несобранных энергетиками денег задолжали индивидуальные потребители. Так обстоят дела в Калининградской, Омской, Новгородской областях, на Сахалине, в республиках Северного Кавказа.
Обращение в суд - это цивилизованный способ решения споров, считают в РАО "ЕЭС России". Во всем мире подобное урегулирование конфликтных ситуаций считается нормой. При этом судебное разбирательство, в отличие от ограничений подачи энергии позволяет "адресно" воздействовать на неплательщиков. И не страдают граждане, волей случая оказавшиеся соседями неплательщиков. По закону решение суда приводит в исполнение служба судебных приставов, которая и налагает арест на имущество должника. В первую очередь речь идет об особо ценных вещах. К слову, среди дальневосточных неплательщиков практически не оказалось ни бюджетников, ни пенсионеров. Поэтому в описи, сделанной владивостокскими судебными приставами, фигурирует дорогая офисная и бытовая техника, автомобили-иномарки.
Преследование неплательщиков через суд уже продемонстрировало свою эффективность. В том же ОАО "Дальэнерго" за 2003 год было подано более 16 тысяч исков к должникам, что только с начала 2004 года позволило снизить абонентскую задолженность потребителей перед энергокомпанией на 56 миллионов рублей. Причем неплательщики на поверку оказались не только состоятельными людьми, но и довольно трусливыми. По крайней мере более половины из них предпочитают не дожидаться визита судебных приставов и оплачивают счета за свет и тепло, едва только получив предупреждение из суда.
Общий эффект по России еще предстоит подсчитать. Надо полагать, он будет немалым и позволит энергетикам страны увеличить финансирование ремонтной кампании и сформировать к будущей зиме необходимые запасы топлива, а значит, обеспечить свет и тепло в домах добросовестных плательщиков.