Несмотря на то, что кабинет министров собрался вчера на традиционное заседание вдали от Салехарда - в Москве, тем не менее инстинктивно ловил импульс от президента. Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов рассказывал своим коллегам, что значительная часть граждан, имеющих право на льготы, предпочтет заменить их денежными компенсациями. "От того, какова будет величина выплат, в значительной степени зависит, согласятся люди на денежную компенсацию или нет", - сказал министр о самом сокровенном. Кроме того, по его словам, определенная часть граждан не вполне доверяет государству и его способности выплачивать эту компенсацию. "Как только пойдет выплата денежных компенсаций, я думаю, что гражданин, который в среднем по году получает доход 8-9 тысяч рублей, будет еще выбирать: либо социальный пакет, либо денежная компенсация", - отметил Зурабов. То есть по Зурабову, выходит, что перестройку действующей системы льгот придется осуществлять "не для такого уж большого контингента".
Согласно опросу Министерства здравоохранения и социального развития РФ, 45 процентов людей, пользующихся льготами, считают, что денежная компенсация должна составить 1-2 тысячи рублей в месяц. Причем наиболее востребованными оказались льготы на проезд в транспорте, по абонентской плате за телефон и обеспечение лекарственными средствами.
В документах же, подготовленных к заседанию правительства, министерство предлагает заменить льготы на денежные компенсации в размере от 250 до 900 рублей в месяц в зависимости от региона. Льготы на проезд городским, пригородным, междугородным транспортом, лекарственное обеспечение, абонентскую плату за телефон и на его установку, санаторно-курортное лечение и обеспечение транспортным средством, компенсации на бензин и транспортные компенсации будут сохранены в полном объеме лишь для отдельных категорий граждан. Круг лиц, имеющий права на такие льготы, определен федеральными законами "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы", "О предоставлении социальных гарантий Героям Соцтруда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ". Стоимость общего объема льгот, подлежащих модернизации, составляет 164 млрд. руб. Фактическое же их финансирование в настоящее время оценивается в сумму от 35 до 40 млрд. руб.
Но не все были согласны с министром Зурабовым. Советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов считает, что законопроект об организации мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан в нынешнем виде не решает задачу сокращения и ликвидации бедности. И это был сильнейший ход советника, поскольку кабинет министров уже успел пообещать Путину, что за три года борьбы с бедностью можно сократить ее вдвое. "Законопроект пытается решить проблемы граждан, получающих льготы, но не являющихся бедными, а при этом есть бедные, которые не получают льгот", - взывал к простой логике Илларионов. То есть о повышении доходов бедных слоев населения в результате говорить нельзя, считает он. При этом Илларионов предложил внести поправки в статью законопроекта, где определяются основные задачи: конкретизировать усиление адресности социальной поддержки, повышение уровня социальной защиты наиболее уязвимых групп населения и снижения социального неравенства.
Вообще происходящее вчера в правительстве мало кого из присутствующих оставило равнодушным. На заместителя министра финансов Татьяну Голикову, которая вместо главного финансиста Алексея Кудрина в порядке исключения, рассказывала о том, как Минфин РФ предлагает разграничить полномочия между уровнями власти, обрушился просто град вопросов. Причем хрупкая женщина отбивала их настолько уверенно, что только министр экономического развития и торговли Герман Греф смог обвинить ее в изменении позиции, но и этот удар она стойко выдержала.
Министр финансов Алексей Кудрин накануне довольно поздно вернулся из далекого путешествия за океан, поэтому на вчерашнем заседании правительства он присутствовал не в качестве докладчика, а в качестве слушателя. Но это нисколько не помешало предложить его ведомству внести поправки в 154 действующих федеральных законодательных акта, направленные на разграничение расходных полномочий между уровнями власти, а также отменить 35 действующих законов или отдельных норм законов. Голикова пояснила, что речь идет о законах или отдельных нормах, "которые не вписываются в процедуру разграничения полномочий или которые приостанавливались в течение последних трех-четырех лет Законом о федеральном бюджете" (так называемые "нефинансируемые мандаты"). Большинство данных нормативных актов "либо не выполнялись, либо настолько устарели, что не поддавались системной правке", разъяснила она. По подсчетам финансистов, предлагаемые изменения в законодательство позволят значительно сократить общий объем расходных обязательств бюджетной системы, которые на сегодняшний день оцениваются в 6,5-7 триллионов рублей. Но, предполагая, что идеи Минфина, как всегда, придутся не по душе многим, Голикова предусмотрительно заметила, что правительство не намерено отказываться от финансовой помощи регионам. "Никто не отказывается от института финансовой помощи, и все пять фондов финансовой поддержки субъектов будут существовать в бюджетном законодательстве", - подчеркнула она. И сразу же признала, что существует проблема различной бюджетной обеспеченности регионов-доноров и дотационных регионов. "Проблема в том, что у донорских субъектов уровень обеспеченности социальных обязательств более высокий", - отметила замминистра. По ее данным, в отдельных регионах доля расходов на выплату заработной платы бюджетникам достигает 70 процентов. В результате решения о повышении зарплат бюджетникам в 2002 и 2003 годах фонд оплаты труда в бюджетах субъектов на эти цели увеличился в два раза. Очевидно, добавила Голикова, что регионы не могут нести такие расходные полномочия. Поэтому предполагается разделить вопросы зарплат бюджетникам между Федерацией, субъектами и органами местного самоуправления.
Отказался Минфин РФ и от первоначальных планов по существенному перераспределению поступлений от налога на прибыль в пользу федерального бюджета. Если ранее для компенсации возросших социальных расходов федерального бюджета в нем предполагалось дополнительно централизовать 3,5-процентного пункта ставки налога на прибыль, то теперь предполагается существенно меньшая централизация. В настоящее время поступления от налога на прибыль делятся в следующей пропорции: 5 процентов - в пользу федерального бюджета, 19 - в пользу консолидированных бюджетов регионов.
После четкого доклада заместителя главного финансиста премьер-министр Михаил Фрадков решил поинтересоваться, не оценивал ли Минфин РФ, как разграничение полномочий отразится на доходной и расходной базе субъектов.
- Нас часто критикуют за то, что нет подробного отчета по субъектам, - сказала Голикова, - но считать бюджет каждого субъекта неправильно, ведь я посчитаю его так, как вытекает из налогового законодательства. Но то, что это не устроит многие субъекты, совершенно очевидно, поскольку в каждом регионе предоставляются различные льготы. "А я посчитаю доходы на всю катушку и уверяю, что еще у всех субъектов будет профицит", - грозно сказала Голикова притихшим министрам. Все больше возмущаясь, она все же остановилась. Но Фрадков решил поддержать возмущение замминистра финансов и сказал, что подробные объяснения, конечно же, необходимы, поскольку "этот вопрос выходит на траекторию понимания общества".
В дискуссию вступил и глава аппарата правительства Дмитрий Козак, спросив о том, успеют ли финансисты в течение двух недель, которые им дадут на доработку, решить вопрос по делегированию полномочий субъектам. Ничуть не смутившись, Татьяна Голикова заметила, что, помимо двух озвученных предложений, у Минфина РФ есть и другие. "Но, если нас не поддержат субъекты, то обращаюсь к вам с такой просьбой", - сказала она министрам. "Речь идет не о "просить". Соответствующие поручения министрам уже были даны", - жестко заметил Фрадков. Видимо, не совсем понимая, о чем разговор, Греф решил направить его в необходимое русло, заметив: "Робкий намек Козака касался другого, например, Лесного кодекса". Козаку пришлось пояснить, что он хотел услышать не только о Лесном кодексе, но и о различных надзорах. "Решение было принято, и попрошу вас не менять позицию пять раз на день", - сказал Греф, обращаясь к Голиковой. "Я и не меняю позицию пять раз на день", - парировала Голикова и принялась для тех, кто плохо ее понял, повторять уже сказанное.
После жесткой пикировки Минфину РФ все же было поручено до 13 мая доработать законопроект по межбюджетным отношениям. Так что во время майских праздников финансистам предстоит непростая работа.