30.04.2004 05:40
Поделиться

Северный флот: штормит

В этих подписях, без преувеличения, весь цвет нашего Северного флота: адмиралы, генералы и старшие офицеры, командный состав сил флота, командиры соединений и практически всех атомных подводных лодок - главного морского ракетно-ядерного щита державы.

Письмо-обращение написано в защиту командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова, отстраненного ныне от должности и находящегося под судом по делу о гибели подводной лодки К-159. Мы долго думали над тем, как быть. С одной стороны, если дело находится в суде, то остается лишь ждать вынесения справедливого решения. Но с другой - общество должно услышать мнение столь ответственных людей, которым доверены грозное оружие, безопасность страны и нас, ее граждан.

Есть и еще одна грань вопроса. Армия и флот - особый организм со строгой вертикалью подчиненности, где, образно говоря, каждый должен знать "свой маневр" и обращаться только по команде - от младшего к старшим. И если десятки высших офицеров высказывают тревогу за судьбу флота в открытом письме в газету через голову своего главкома - это тоже сигнал всем. В отечественной истории трудно припомнить иной пример, когда командный состав пошел бы на такой шаг. Скорее это шаг отчаяния, когда люди не видят иного пути достучаться до истины. В такой ситуации дело выходит за рамки отдельного судебного процесса об утонувшей лодке - тут иной разговор, по совести и справедливости.

"Российская газета" открыта для такого разговора. Впрочем, и руководство армии и флота придерживается принципа: лучший способ знать правду - открытость для прессы, обоюдная заинтересованность в исчерпывающей, честной информации.

Морской путь адмирала

Геннадий Сучков родом из Горьковской области, там, в селе Митрополье, он появился на свет 7 января 1947 года. Область сухопутная, но далекое море влекло паренька, и он пробил дорогу к нему, успешно окончив престижное среди моряков Высшее военно-морское училище им. Фрунзе. Флотскую службу начинал на Северном флоте командиром торпедной группы на дизельной подводной лодке в г. Полярном. Потом была учеба на Высших специальных офицерских классах, были повышения по службе, и в 1978 году он встал на командирский мостик подводного ракетного крейсера. Участвовал во многих боевых службах, за что был награжден орденами Красной Звезды и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР", командовал бригадой подводных лодок, а после окончания Военно-морской академии возглавил эскадру подводных лодок.

В декабре 1994 года Геннадий Сучков стал первым заместителем командующего Черноморским флотом, а в июле 2001 года принял под свое командование Тихоокеанский флот. После трагических событий в Баренцевом море, где во время крупных учений погибла АПЛ "Курск", командование Северного флота было отстранено от руководства и отправлено в отставку. Но командирский мостик крупнейшего флота страны не мог оставаться пустым. С 5 декабря того же года командующим Северным флотом стал адмирал Сучков.

Военные моряки со стажем не склонны считать, что именно он виноват в трагедии, повлекшей гибель людей на утонувшей К-159. Просто, полагают они, нужно было кого-то "из начальства" принести в жертву, чтобы успокоить общественное мнение, и сожалеют, что выбор пал на адмирала Сучкова, хотя инструкции по транспортировке списанных АПЛ писались не в его штабе и утверждались не им. Поэтому процесс над адмиралом и вызвал острый резонанс.

Обращение адмиралов и офицеров Северного флота к министру обороны России

Товарищ министр обороны!

К вам имеют честь обратиться адмиралы и офицеры Северного флота. Чувство ответственности за судьбу родного флота заставило нас написать это письмо. Более семи месяцев флот не имеет своего командующего. Процесс управления огромным воинским организмом осложнился.

Суд по делу гибели ПЛА " К-159", на котором единственным ответчиком выступает адмирал Сучков Г.А., принял затяжной характер. Уверенности в объективном расследовании дела становится все меньше и меньше. С каждым днем возрастает чувство тревоги за состояние флота и его командующего. В основу судебного разбирательства положен порочный принцип - командующий отвечает за все, в том числе и за промахи своих подчиненных. При таком подходе размывается понятие личной ответственности за выполнение поставленных задач.

Адмирал Сучков Г.А. после трагедии с АПКРК "Курск" принял на свои плечи всю тяжесть кризисной ситуации на Северном флоте. Именно он, с присущей ему энергией, верой в будущее флота, заставил людей поверить в корабли и свои силы. И флот пошел за ним, возрождая былую славу.

К сожалению, трагедия с ПЛА "К-159" явилась основным критерием оценки служебной деятельности адмирала Сучкова Г.А. в глазах руководства.

И вновь флот замер в ожидании решения судьбы своего командующего. Флот снова вынужден молча терпеть всевозможные измышления о развале, о неспособности решать поставленные задачи, утрате позиций России в Арктическом регионе. Подобное положение дел пагубно для флота. Число офицеров, готовых встать на командирский мостик, становится все меньше. Ведь если следовать логике сегодняшних событий, пример с командующим СФ показывает молодым офицерам: чем самоотверженнее служишь, чем больше берешь на себя ответственности в принятии решений, тем больше шансов оказаться в зале суда.

Товарищ министр обороны! Офицерский состав Северного флота убедительно просит вас принять личное участие в решении судьбы адмирала Сучкова Геннадия Александровича.