30.04.2004 00:00
    Поделиться

    На безымянной высоте

    Эта картина не так давно уже вышла на видеокассетах и, как говорят ее продавцы, раскупается с невиданной скоростью. В аннотации к ней несколько слов: "В лучших традициях фильмов о войне и о любви. Сюжет картины построен вокруг борьбы за одну из высот на границе бывшего СССР. Время действия - 1944 год".

    9 мая новый фильм можно будет посмотреть по телевизору. Две серии будут показаны на Первом канале в 19.20 и в 21.20. Накануне премьеры корреспондент "РГ" позвонила в Минск режиссеру Вячеславу Никифирову.

    - Почему вы решили снять фильм о Великой Отечественной?

    - Война - это самая большая пакость, которая может оскорбить человечество. Все войны умножают наш горький опыт. Но надо знать цену победам - это очень поучительно. Я, например, всегда был убежден, что в войнах побеждают не озверевшие, не оскотинившиеся люди, а сохранившие в себе лучшие человеческие качества.

    Я уже немолод и вспоминаю то далекое время, когда мои коллеги по актерскому цеху больше всего хотели сняться в каких-то "костюмных" фильмах или комедиях. Наверное, потому, что тогда военных картин появилась тьма-тьмущая. А сейчас молодые актеры Алеша Чадов и Толя Гущин говорят: как здорово, что они играют в фильме о Великой Отечественной! Они как творческие люди видят глубинные богатства этого материала.

    - Сценарий основан на реальных событиях?

    - Можно сказать, да. Он меня подкупил подлинностью интонации и чем-то напомнил фильм Леонида Быкова "В бой идут одни старики". Важно было сохранить достоверность атмосферы тех лет, человеческих взаимоотношений в тяжелейших условиях, отношения к самой этой злосчастной войне ее непосредственных участников.

    - После окончания ВГИКа вы уехали из Москвы в Минск. Не жалеете сегодня об этом?

    - Моя творческая судьба здесь вполне сложилась. За эти 30 лет были сняты такие сериалы, как "Государственная граница", "Убойная сила", "Отцы и дети" - все свои работы перечислять не буду.

    В Москве звоним актеру Александру Пашутину:

    - Режиссер, когда нас собрал, сказал: "Ребята, я снимаю очень плотное кино". Я не очень понял тогда, что он имел в виду. Но когда посмотрел целиком весь фильм на кассете, то увидел, что все кадры в нем подогнаны друг к другу без зазоров, как кирпичи хорошего добротного дома.

    - Что лично вас связывает с той далекой уже войной?

    - Я родился в 1943 году, в 55-м поступил в суворовское училище. Моими преподавателями были бывшие фронтовики, молодые еще офицеры - по тридцать с небольшим лет. Благодаря их рассказам мы узнали о войне очень многое. И соглашаясь участвовать в съемках фильма о Великой Отечественной, я хотел отдать свой долг памяти тому солдату, которого играл.

    - Как бы вы посоветовали смотреть фильм - на кассете или телеэкране?

    - Все-таки на кассете, потому что считаю: "Безымянную высоту" нельзя смотреть между рекламой "памперсов" и "собачьей едой". Видеокассету я подарил своему другу - полковнику МВД. Он признался, что в конце картины плакал. Если честно, то за некоторое кино, в котором снимаешься, иногда бывает стыдно: да, ладно, думаешь, кто-то все равно посмотрит. А этот фильм... Хочется, чтобы его молодежь смотрела.

    Говорит молодая актриса Виктория Толстоганова:

    - По фильму я - профессиональный снайпер. Пришлось учиться этому делу у консультантов, но главное - мне хотелось почувствовать психологию снайпера.

    - Не страшно было целиться в живого человека, пусть и врага?

    - Да в эти моменты на съемочной площадке людей, кроме оператора с камерой, не было - участники съемок стояли за ним и доедали свой обед.

    - Что было самое трудное во время съемок?

    - Не могу сказать, что легко находиться в окопе в дождь 12 часов. Но от других экстремальных ситуаций на съемках меня уберегли. А вот артист Владимир Яглыч лежал под настоящим танком.

    - Какой из фильмов о Великой Отечественной вам особенно дорог?

    - "Проверка на дорогах". А теперь, наверное, "На безымянной высоте", где я прожила "свою" войну...

    Поделиться