Список трасс, за проезд по которым планируется взимать деньги, уже почти готов. По словам Фрадкова, результатом грядущего удвоения ВВП станет и удвоение грузооборота. Однако в нынешнем своем виде транспортная система России вряд ли сможет выдержать увеличение нагрузки.
- Более половины автомобильных дорог находится в неудовлетворительном состоянии, дорожная сеть в северных регионах страны, в Сибири, на Дальнем Востоке, также неразвита. Это затрудняет вовлечение в хозяйственный оборот огромных территорий с богатыми природными ресурсами. Около 50 тысяч населенных пунктов России вообще не имеют дорог с твердым покрытием, которые могли бы функционировать круглый год. Хочу особо обратить внимание на то, что от состояния дорог в значительной степени зависит устойчивость экономического роста и качество жизни населения, - рассказал Михаил Фрадков.
Глава министерства транспорта и связи Игорь Левитин добавил черных красок в общую картину, нарисованную премьером.
Как сообщил министр, сейчас каждый год в эксплуатацию сдается не более трех тысяч километров новых автомобильных дорог, что в два раза меньше, чем в 90-е годы.
- Упал и объем финансирования: в 2000 году на строительство новых дорог было выделено 2,2 процента от ВВП, а в 2003 году - лишь 1,5 процента, - заявил Левитин. По словам министра, отечественные автомобильные дороги характеризуются очень высокой степенью износа.
- По федеральной сети не менее трети дорог нуждаются в модернизации. Ситуация усугубляется тем, что строительство новых автомобильных линий не поспевает за ростом автопарка. В среднем количество автомобилей в нашей стране ежегодно увеличивается на 7-8 процентов, а пропускная способность автодорог - лишь на один процент. Этот дисбаланс приводит к усилению нагрузки на трассы и шоссе, увеличению количества автомобильных "пробок" и заторов на оживленных маршрутах, - рассказал Левитин.
Упоминание о "пробках" вызвало заметное оживление среди министров.
- Мы все тут автолюбители и своими глазами видим, что творится. Ездить становится все трудней, и эта ситуация отягощается с каждым днем. Речь тут идет не только о Москве, но и о других крупных городах, - поделился своими впечатлениями Фрадков.
Глава МЧС Сергей Шойгу напомнил собравшимся, что в России еще есть регионы, где о "пробках" на дорогах не слышали ввиду отсутствия там дорог.
- Вот, например, по северу Иркутской области можно только на самолетах перемещаться, там дорог нет в принципе. И это не единственный такой регион, - заявил Шойгу.
Фрадков прервал общение своих подчиненных, попросив главу минтранса перейти к конкретным предложениям. По словам Левитина, его ведомство подготовило обновленный проект подпрограммы "Развитие автомобильных дорог". Эта подпрограмма является составной частью Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы РФ на 2002-2010 годы".
Подпрограмма по развитию автомобильных дорог будет пересмотрена в части классификации автомобильных дорог, порядка финансирования их строительства и ремонта, перераспределения ответственности за проведение этих работ между уровнями государственной власти. Как предполагается, основная ответственность за функционирование и строительство автодорог ляжет на муниципальные и региональные власти. Министр заявил, что в ближайшее время правительство подготовит законопроект о платных автодорогах. В законопроекте будет также предусмотрена возможность сдачи инвесторам в аренду или в частную собственность участков вдоль тех дорог, строительство которых они финансируют.
- Мы предложим инвесторам не полосу дороги шириной в 15 метров, а предложим выйти за эти пределы, чтобы можно было развивать бизнес, - сказал Левитин. По его словам, в первую очередь платные дороги появятся в России около крупных городов по направлениям от Москвы в сторону Белоруссии и Финляндии. Еще одной платной дорогой может стать трасса Москва-Архангельск с обходной дорогой на Ярославль. Более подробный список платных трасс будет подготовлен министерством транспорта к 1 октября нынешнего года.