После прослушивания записи Гимна на вопросы журналистов ответили первый заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ Виктор Бусловский, начальник ансамбля Леонид Малев, художественный руководитель и главный дирижер ансамбля Вячеслав Коробко, начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ, главный военный дирижер Валерий Халилов, генеральный директор холдинга "Cтройиндустрия" Александр Зимин.
Как выяснилось, сегодня у Гимна есть как минимум три ритмические редакции. "С помощью ритма можно сделать мелодию маршеобразной, как гимн, а можно сделать торжественной или лиричной, как песню", - объясняет главный военный дирижер Валерий Халилов.
"Гимн - это оружие"
Слова Гимна переписывались детским поэтом Сергеем Михалковым трижды.
Сегодня писателю 91 год. На беседу соглашается в крайних случаях. Запись Гимна послужила поводом для встречи журналистов с автором.
Михалков дает интервью в своем кабинете в ЦДЛ. Скрипучий паркет. На стенах туркменские ковры - портреты известных писателей. В углу - бархатное знамя Советского Союза. Над камином - цветное фото: писатель Михалков и президент Путин.
Сергей Михалков считает, что "пропаганда государственных символов - важное дело".
- Важно, чтобы эту запись умело использовали, когда этого требует душа, сердце. Надо умело пользоваться оружием, а Государственный гимн - это оружие, визитная карточка государства.
Я всегда писал то, что хотел. Делал это искренне, служил государству и защищал его интересы в стихах. С самого начала я думал о том, что нужно записать Гимн для всеобщего исполнения и утверждения. И что это должен сделать ансамбль Александрова, потому что лучше него никто гимн не исполнял.
- Когда один автор становится автором двух Гимнов двух государств - это случай необычный. Но что случилось, то случилось, - рассказывает Михалков. - Когда Сталин утвердил музыку Александрова - все встретили это с ликованием. По просьбе правительства, когда был осужден культ личности, я внес коррективы, сделал новую редакцию второго куплета. Потом, когда была перестройка, утвердили сначала музыку Глинки, но она не привилась, поэтому снова вернулись к старому Гимну. Я не считаю, что слова Гимна России - вершина поэтического искусства. Но народ его принял.
- Расскажите о внутренних переменах, которые произошли с вами. Все-таки в первых вариантах Гимна мы шли к победе коммунизма, а в последнем - воспевается Россия, хранимая Богом.
- Я гражданин этого общества и ему служу.
Уходя из Дома литераторов, прошу представителей охраны рассказать первый куплет Гимна.
- Да я вообще не знаю, я другую музыку слушаю, - смущенно отвечает один из них.
Прохожие, встретившиеся мне на пути от ЦДЛ до Красной площади, в основном думали, что первая строчка звучит как "Союз нерушимый республик свободных". Некоторые предлагали вариант: "Россия могучая наша держава", но при этом сомневались, на чью музыку положены эти стихи - Глинки или Александрова. Без запинки продекламировали первый куплет персональный водитель поэта Михалкова и молодой человек, признавшийся, что "знает гимн по работе. Играл в военном оркестре".
Популяризация
Концерты "александровцев" всегда проходят "вживую". Они и сегодня собирают полные залы. В репертуаре - знаменитые "Смуглянка", "Священная война" (от которой просто мурашки бегут по коже), прочие песни военных лет, арии из опер, духовная музыка, народные песни. В прошлом году ансамбль имени Александрова отметил 75-летие.
"Александровцы" занимают старинное здание в одном из тихих столичных переулков. Никаких вывесок, кроме серой доски с барельефом Ленина. Поднимаюсь наверх, где меня ждут начальник ансамбля, полковник Леонид Иванович Малев и заместитель начальника управления, полковник Николай Юрьевич Ефимов.
- В прошлом году, - рассказывает Малев, - 18 декабря во время "Прямой линии" с президентом России служащим Кузнецовым Юрием из Тюменской области был задан вопрос: многие граждане России не знают слов Гимна своей страны. Юрию Кузнецову стыдно за таких людей. Можете ли вы, спросил он президента, повлиять на эту ситуацию? Президент ответил: я чувствую себя виноватым в этом, потому что это значит, что у правительства, у администрации президента нет четкого представления и ясной программы по популяризации национальных символов, в том числе и Гимна со словами. - Впервые Гимн Советского Союза прозвучал 1 января 1944 года. Тогда его услышала вся страна, - продолжает полковник Малев. - Мы попытались создать компакт-диск с записью Гимна. Известно, что 60 лет назад гимн записывали около двухсот человек: 120 в хоре и 80 в оркестре. Сегодня в ансамбле меньше ста человек, и остальных мы пригласили. Почему мы считаем это исполнение эталонным? Потому что оно выдержано в том же темпе, что и первая запись. Сегодня гимн часто звучит в женском исполнении, у нас же исключительно мужской состав. - Диск, который я держу в руках, - Леонид Иванович протягивает мне коробочку, - не появится в свободной продаже, он будет разослан по вузам, школам, посольствам, министерствам.
- Значит ли это, что страна будет учить слова в обязательном порядке?
- Понимаете, по сути, нигде конституционно не записано, что я должен знать слова Гимна - могу знать, могу не знать, - объясняет мне полковник Ефимов. - Это должно быть общее настроение. Меня никто не должен принуждать, у меня душа должна петь - я хочу петь вместе со всеми!
- Какие чувства вы испытываете, когда слышите гимн из советского прошлого?
- Гимн на музыку Глинки - говорит Николай Юрьевич, - оказался невостребованным. И было принято решение, что Гимн будет исполняться на музыку Александрова.. Безусловно, часть общественности не приняла возврата прежней музыки Гимна, многие говорили, что не будут вставать во время ее исполнения. Ничего подобного! Звучат первые аккорды Гимна - и зал поднимается.
"Землянка" навсегда
- Чем сегодня живет знаменитый ансамбль?
- Наша главная установка: как можно чаще выступать в воинских частях, в гарнизонах, в горячих точках. Ездят туда бригады по 15-20 человек, выступают в палатках, блиндажах. Бойцы слушают ту же "Землянку", она и сегодня близка и понятна - вот землянка, вот печурка. Ну, представьте, что ваш парень написал из Чечни письмо: "приезжали артисты, и мы смотрели концерт" - вам от этих строк, наверное, было бы легче. Ага, подумали бы вы, раз туда приехали артисты - наверное, там не так страшно. Я думаю, эти концерты поднимают настроение тысячам людей. А все эти поездки в другие государства - это одна из составляющих нашей работы.
- Артисты коллектива - виртуозы, профессионалы. Как они живут? Их зарплата соответствует мастерству?
- Сегодня в других местах зарабатывают гораздо больше, чем в нашем ансамбле. У нас по 3 - 3,5 тысячи рублей. Многие держатся за счет верности коллективу. Есть проблемы с возрастным составом. Материальная база оставляет желать лучшего. Я всегда говорил у себя в ведомстве: полков много, дивизий десятки - ансамбль один. Укомплектовать отряд в двести человек, чтобы он достойно представлял страну у себя и за рубежом, конечно, можно, необходимо только желание... Чтобы поддержать культурное наследие страны, существует специальный грант президента, который дается на три года. Сейчас этот грант получают Большой, Мариинский театры и др. Мы надеемся, что в будущем году сможем получить этот грант. И еще мы надеемся, что заместитель министра обороны Любовь Куделина, зная наши проблемы, выполнит свое обещание помочь нам... А хотите, мы вам покажем, где у нас репетиции проходят?
Заглядываем в зал, где репетируют оркестр и хор. Дощатая сцена, тяжелые пыльные занавеси, дерматиновые сиденья для зрителей. Стулья для музыкантов, литавры, пюпитры, дирижерский пульт. Окна затянуты полиэтиленом, чтобы теплее было.
- Пойдем теперь в новый балетный класс. Только сначала посмотрите старый - для сравнения.
Изъеденные плесенью желтые стены, отваливающаяся штукатурка, грязный паркет. Это еще не отремонтированный балетный зал.
- Здесь, когда было 14 градусов, приходилось отменять репетиции. Артисты переодеться не могли, такой холод был, - комментирует Малев. - А вот новый, уникальный.
Большие сияющие зеркала, красная ковровая дорожка, аккуратные стеклопакеты и новехонький деревянный пол.
- Вот этот пол, - подпрыгивая, объясняет Леонид Иванович, - оберегает танцоров от травм. Думаете, это ламинат? Это... как бы объяснить... доска, шириной в восемь сантиметров, которая лежит на боку.
- Здание, конечно, довели, - сетует Малев, - но ничего. Вот я мечтаю, о том, чтобы дом Ансамбля Александрова стал одной из туристических точек Москвы. В самом деле, это же история!